Ответственность за нападение на Нальчик 13 октября взял на себя Шамиль Басаев, сообщает “Газета”. Из его заявления, обнародованного на сайтах сепаратистов, в "штурмовой операции участвовали 217 моджахедов, которые одновременно в 9 часов 14 минут штурмовали 15 военных объектов всех силовых структур КБР на территории города: ФСБ, центр "Т", штаб ГРОУ, РУБОП, МВД, 1-й, 2-й и 3-й ОВД, полк ППС, ОМОН, спецназ ГУИН, погранотряд, аэропорт, роту МО и бригаду ВВ".
Главарь боевиков уточнил, что операцией командовал некий "амир Кабардино-Балкарского сектора Кавказского фронта Сейфуллах", а сам Басаев осуществлял общее оперативное управление. Главарь террористов не уточнил, где сам находился во время налета, отметив, что в Нальчике его не было. Впрочем, это не исключает того, что он мог быть среди боевиков, которых накануне нападения силовики блокировали в пригороде столицы Кабардино-Балкарии возле поселка Белая Речка (части из них удалось уйти).
Данные об участии Басаева в организации рейда косвенно подтвердил и зампред комитета Госдумы по безопасности Виктор Илюхин, сразу после нападения заявивший, что, по его данным, неуловимый главарь был в Нальчике за три дня до налета.
Басаев также подтвердил сообщения, поступившие из пресс-центра фелеральных войск на Северном Кавказе, о гибели лидера ингушских ваххабитов Ильяса Горчханова и назвал свои сведения о потерях с обеих сторон. По его словам, убиты более 300 силовиков, а также 41 боевик. При этом, утверждает он, президент КБР Арсен Каноков избежал гибели только потому, что приказал вновь открыть мечети. Потери сепаратистов их лидер объяснил тем, что за пять дней до операции "произошла серьезная утечка информации", и федеральные силы дополнительно перебросили в Нальчик более 1000 бойцов, танки и БМП.
Очевидно, что главарь экстремистов сильно преувеличил успехи нападавших. В частности, никто из очевидцев не подтверждает фактов уничтожения вертолетов.
Тем временем официальные данные о потерях силовиков и мирных жителей постоянно меняются. Так 16 октября министр внутренних дел Рашид Нургалиев сообщил, что погибли 33 сотрудника правоохранительных органов. Позже появились данные о 35 погибших. А 18 октября в республиканском бюро судмедэкспертизы сообщили, что всего к ним поступили тела 32 сотрудников силовых структур, 9 гражданских лиц, а также 85 предполагаемых боевиков (прежде говорили о 92 убитых бандитах).
Ранее сообщалось о 12 погибших гражданских, однако выяснилось, что трое военных в момент гибели были в цивильной одежде, поэтому их приняли за горожан.
Расследование обстоятельств событий в Нальчике ведется по трем направлениям. Во-первых, проводятся массовые облавы с целью ликвидации остатков ваххабитского подполья в Нальчике и республике в целом. Во-вторых, выясняются возможные каналы получения оружия и взрывчатки боевиками, места и базы их подготовки. В-третьих, устанавливаются организаторы и заказчики нападения.
Остается неясным, что будет с телами боевиков после их идентификации. 16 октября 30 женщин - родственниц убитых собрались возле Дома правительства Кабардино-Балкарии. Они заявили, что многих их близких попросту "записали в террористы", так как убили по ошибке, и под этим предлогом отказываются выдавать для независимой экспертизы и последующего захоронения. Горожане утверждают: в морге террористами посчитали всех, у кого не нашлось при себе документов.
Между тем представители прокуратуры ссылаются на закон, согласно которому никто не должен знать о местах захоронения террористов, а родственников могут допустить лишь к опознанию трупов.
Несколько иной точки зрения придерживается президент КБР Арсен Каноков. "Я считаю, что тела тех, кто находился в розыске и причастен к тяжким преступлениям, выдаваться не должны, - заявил он. - С другой стороны, среди ликвидированных боевиков были так называемые заблудшие, те, кого использовали как пушечное мясо. К этой категории можно применить акт гуманизма, чтобы жестокость не порождала жестокость".
20 октября депутат Госдумы от Чечни Ахмар Завгаев и заместитель генпрокурора Николай Шепель заявили радиостанции "Эхо Москвы" предположение о том, что к нападению на Нальчик причастны международные террористы. Однако, как сообщает РИА “Новости”, глава Минобороны Сергей Иванов еще в процессе контртеррористической операции сказал, что большинство боевиков – уроженцы Кабардино-Балкарии, и их штаб находился на территории Нальчика.
Также и по сообщению "Газеты", в нападении на город 13-14 октября 2005 года принимали участие в основном местные жители, уроженцы республики и даже самого Нальчика. По словам их родственников, к теракту их толкнули ничем не обоснованные преследования со стороны милиции.Жертвами нападения на город стали, по меньшей мере, 9 мирных жителей и 27 сотрудников правоохранительных органов.