Как известно, в настоящее время общественное объединение (за исключением политических партий) вправе само определять: проходить ли ему процедуру государственной регистрации, приобретая права юридического лица, или действовать без государственной регистрации. Но как же можно что-либо оставить без контроля в путинской России? Вот и рождается идея: а давайте-ка обяжем те организации, которые не хотят регистрироваться, уведомлять государство о своем создании и начале деятельности, да еще и в порядке, который установит правительство Российской Федерации своим подзаконным актом.
Дальше - больше. Как известно, основная головная боль Кремля - филиалы и представительства иностранных неправительственных организаций. И с ними как-то надо бороться. И желательно радикальными методами. Авторы законопроекта предложили простое решение проблемы - вообще исключить из закона такие формы структурных подразделений общественных объединений, как филиалы и представительства. Оставить только отделения. А чтобы и тут был надлежащий догляд - запретить отделениям иностранных некоммерческих неправительственных объединений действовать без государственной регистрации. Более того, если обычное отделение российской общественной организации регистрируется в территориальном органе Росрегистрации у себя в субъекте Федерации, то отделение иностранного объединения теперь должно будет проходить государственную регистрацию исключительно в федеральном органе.
Статья 19 действующего Федерального закона "Об общественных объединениях" гласит, что иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений (за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации). Опять какая-то не свойственная путинской России свобода вырисовывается. А значит, вносится поправка и в эту статью: теперь указанным выше правом будут обладать не все иностранцы и лица без гражданства, а только те, кто постоянно и на законных основаниях проживает на территории Российской Федерации. Захотел, скажем, филателист из Чехии стать членом российской общественной организации по профилю своего хобби, но не сможет он свое желание осуществить, ибо проживает в Чехии, а не России.
Идем дальше. Посмотрели авторы на статью 23 действующего закона и убедились: что-то маловато оснований для отказа в регистрации. Давайте посмотрим, хороша ли иностранная организация, создающая в России свое отделение. И откажем в регистрации (а, значит, и в возможности действовать) отделению такой организации, цели, задачи и формы деятельности которой "противоречат Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам". Под запрет попадут и такие организации, действия которых "направлены на осуществление экстремистской деятельности" или "способствуют легализации денежных средств, полученных противоправным путем". Под такие формулировки можно подвести, например, деятельность любых правозащитников, отстаивающих интересы истекающих кровью от колониальной войны жителей Чечни.
Выше мы привели только наиболее бьющую в глаза часть новаций в Федеральный закон "Об общественных объединениях". Сходные изменения предлагается внести и в Федеральный закон "О некоммерческих организациях". Здесь достаточно привести всего один пример. В перечень оснований для отказа в регистрации некоммерческой организации предлагается внести следующие новые позиции: отказ последует, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства - учредителя (участника) некоммерческой организации - принято решение о нежелательности его пребывания на территории Российской Федерации. Упоминаются также все те же экстремистская деятельность и легализация преступных денег. Какой простор для путинских спецслужб! Объявляй любого иностранца нежелательным на территории России и ликвидируй все, что он успел создать или в чем поучаствовал.
Явная неконституционность законопроекта не позволили внести его в Думу за подписью президента РФ. Но, тем не менее, скорость его рассмотрения свидетельствует о том, что Попов и компания действовали не без кремлевского одобрения: закон внесен 7 ноября, а уже 8-го он попадает на Совет Думы с предложением представить замечания до 16 ноября и рассмотреть в первом чтении еще в ноябре. Другие депутатские инициативы лежат месяцами и годами, а здесь просто забег на стометровку.
Любопытно посмотреть пристальнее и на личность первого в списке. Вышеупомянутый Сергей Александрович Попов успел поработать в МГК КПСС и ВЦСПС, побыть членом Совета Федерации от Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, превратиться из атеиста в православного и возглавить Межпарламентскую ассамблею православия. А главное, он - человек надежный и проверенный, ведь дважды на президентских выборах (в 2000 и 2004 годах) был не кем-нибудь, а финансовым уполномоченным кандидата В.В.Путина. Да и компания соавторов подобралась достойная. Запомним их имена: Косачев К.И., Кокошин А.А. Плигин В.Н., Смирнова С.К. Макаров А.М., Емельянов М.В. Нарочницкая Н.А., Чуев А.В. Грешневиков А.Н., Квицинский Ю.А., Решульский С.Н., Островский А.В., Баков А.А., Гальченко В.В. Именно эти фамилии будут стоять первыми под смертным приговором, который режим вынесет многим неугодным ему неправительственным организациям.