О том, что Камиль Исхаков должен уйти с поста мэра Казани сразу после празднования тысячелетия города, в республике говорили задолго до торжественных мероприятий. Несмотря на это, назначение г-на Исхакова полпредом Президента в Дальневосточном округе стало неожиданностью для всех.
Камиль Исхаков никогда не был членом клана Шаймиева. Он – редкий человек из старой татарской элиты, родившийся в Казани и закончивший физфак Казанского университета. (Большинство руководителей республики, начиная с самого Шаймиева, выходцы из аулов и выпускники Сельскохозяйственного и Ветеринарного институтов). Несмотря на то, что Камиль Шамильевич прошел стандартный для советского чиновника путь: директор предприятия – секретарь райкома комсомола – секретарь райкома КПСС – председатель горисполкома – глава администрации Казани – и блестяще овладел приемами аппаратной борьбы – он ментально не вписывался в шаймиевскую команду.
И, судя по всему, вписываться не хотел. Амбиции г-на Исхакова простирались дальше поста мэра. Его желание стать Президентом Татарстана ни для кого не было секретом, в том числе и для Шаймиева.
Впрочем, многоопытного Бабая наличие "под боком" амбициозного конкурента не смущало. Никакой путинской вертикали пока не удалось поколебать позиции шаймиевского клана в республике.
Часом "Х" в отношениях Исхакова и Шаймиева стало 1000-летие Казани. Для Исхакова мероприятия, связанные с юбилеем, стали уникальной возможностью "засветиться" на федеральном уровне. Чем он не преминул воспользоваться, переиграв Шаймиева, в какой-то момент упустившего инициативу. 1000-летие Казани для всех, в том числе для присутствовавшего на мероприятиях Путина, стало ассоциироваться с личностью не Шаймиева, но Исхакова. Участь Камиля Шамильевича была решена в хорошем и плохом смыслах слова одновременно. С одной стороны, в республике он больше оставаться не мог, с другой – перед ним открылись интересные перспективы.
Вне всяких сомнений, должность полпреда на Дальнем Востоке – не политическая ссылка, как считают многие, а наоборот – серьезный карьерный рывок Исхакова. Из мэра пусть и одного из важнейших городов страны он превратился в политика федерального масштаба. А у Путина появилась надежда когда-нибудь взять под контроль Казанский кремль.