Прокурор на процессе по делу единственного выжившего и пойманного бесланского террориста Нурпаши Кулаева потребовал применить к обвиняемому высшую меру наказания. То есть обвиняемого убить.
Филолог по образованию, я долго перебирал в голове слова, пытаясь найти подходящее для обозначения того, что сделали эти нелюди в Беслане. Но в русском языке таких слов не нашлось. Кулаев не был ни заказчиком, ни организатором, и, вроде бы, лично даже никого не убивал. Но он участвовал в этом преступлении - одном из самых чудовищных на планете в новейшей истории. И он, несомненно, заслуживает наказания. Самого сурового из всех возможных.
Вот только вопрос, является ли убийство наказанием? Имеет ли право один человек, судья, несколько человек, суд присяжных, или даже целое общество решать: убить человека или оставить его жить?
Когда Россия вступала в Совет Европы, одним из главных требований к ней был запрет смертной казни. Смертная казнь как мера наказания в Уголовном кодексе РФ осталась, но был введен мораторий на ее применение.
Это не прихоть европейских чиновников. Это одна из составляющих долго в муках формировавшейся европейской морали – понимание того, что один человек не может убить другого ни при каких обстоятельствах.
Вопреки расхожему мнению о моральном разложении Запада, Объединенная Европа, на мой взгляд, отождествляет собой торжество христианского мировоззрения, в той степени, в какой это возможно в современном мире.
Хотим мы того или нет, но понимание, что такое хорошо и что такое плохо в современной западной цивилизации – это, все-таки, христианское понимание. С этим вряд ли станет спорить даже любой рефлексирующий атеист. Социализм в скандинавских странах, когда люди добровольно отдают государству больше 60 процентов зарплаты в виде налогов и где, например, медицинская помощь практически одинакова для бездомного и для миллионера – это ли не утверждение христианского принципа о равенстве и братстве? Французы и англичане по доброй воле, из чувства вины, пустили в страну чернокожих и арабов из бывших колоний; проблемы, которые в связи с этим возникли – отдельная тема. Немцев никто не заставляет выплачивать компенсации россиянам, евреям и другим народам, пострадавшим от фашизма. Стоит ли говорить, что инвалиды, матери-одиночки и все остальные "сирые и обездоленные" чувствуют себя в европейских странах гораздо более полноценными членами общества, чем, например, у нас. Даже неоднозначная для многих тема браков между людьми одного пола – воплощение христианской идеи, что человек изначально рождается свободным и отвечает за свои мысли и поступки только перед Богом и перед собой.
В Европе, естественно, куча проблем, в том числе и в гуманитарной сфере. Но Европа – это не столько география, сколько состояние мозгов. И мы европейцами станем не тогда, когда научимся без акцента произносить "эспрессо", а когда научимся соответствующим образом думать. Когда примем за истину неоспоримое там утверждение, что все, что происходит на земле, должно происходить, прежде всего, ради человека, а уж потом в интересах государств, корпораций или идей. Что высшая ценность, которая есть на этой планете – личность, человек, и что именно ради его духовных и материальных благ существуют государства, работают корпорации и торжествуют идеи.
Какое отношение все эти пафосные слова имеют к бесланскому террористу? В общем, никакого. Лично его судьба лично мне неинтересна. Но убив этого подонка, мы нанесем вред себе. Зло может породить только зло.
Аплодисменты, раздавшиеся в зале суда, когда прокурор потребовал исключительной меры наказания, нормальная реакция людей, переживших ад. Не сомневаюсь, что если сейчас провести опрос населения, больше половины россиян выскажется за то, чтобы Кулаева расстрелять. А вот в Китае этого вопроса вообще бы не возникло. Там ежегодно к стенке ставят тысячи людей. Но мы, наконец, должны определиться. Мы пытаемся стать европейской нацией, либо остаемся теми, кто мы есть. То есть пока, к большому сожалению, никем.
И как, скажите мне, судьи, обычные земные судьи, будут выносить свой вердикт, когда лишь одному Господу дано решать, закончена земная жизнь человека, или нет?!