А сегодня в Краснодаре нас встретили молодые люди из организации "Наши", впрочем, еще по дороге нам сообщили, что вокруг здания, где должна быть встреча, организован пикет, более того, администрация жаждет физического столкновения между "нашистами" и сторонниками ОГФ и всячески его провоцирует. Позже выяснилось, что хозяева здания не выдержали давления властей и отказали нам. Люди, принимавшие нас, разводили руками – дескать, ничего поделать не можем. Приехав, мы получили возможность полюбоваться на всю эту красоту. Несколько десятков молодых людей стояли, развернув плакаты разнообразного содержания: "Каспаров агент контрразведки", "Долой оранжевую шелуху", больше всего мне понравился лозунг "Люди не пешки"». С него я и начал пресс-конференцию, когда проблема с помещением была все-таки решена. Люди действительно не пешки, только очень жаль, что активисты "Молодой гвардии" выходят с такими лозунгами, не задумываясь о том, что это значит, а всего лишь отрабатывая бутылку пива, обещанную местными властями. Интересно, что двое представителей "Наших", которых мы пригласили в помещение, где проходила встреча, совсем иначе стали реагировать, когда услышали, что именно я говорю – стали задавать интересные вопросы, ребята явно задумались. Парадокс, но то, что власть создает бесконечные клоны молодежных политических организаций, в чем-то оказывается даже полезно. Молодежь действительно очень пассивна, а так, придя иногда в политику за бутылкой пива, молодые, часто далеко не глупые люди, начинают задумываться над тем, что происходит, как мы живем, делать самостоятельные выводы. Так что власть, сама того не желая, пополняет наши ряды молодыми сторонниками.
Несмотря на активное противодействие властей, встреч гораздо больше, чем во время аналогичной поездки в прошлом году. Никаких узкопартийных рамок у нас нет – мы общаемся со всеми, кто приходит на встречи, кто готов воспринять наши мысли и идеи. Нам помогают местные отделения "Яблока", казачьи организации, в одной станице нас принимала председатель местного отделения КПРФ. Я по-прежнему отказываю и Зюганову, и Явлинскому в праве считаться оппозиционными политиками. Многочисленные, часто неприемлемые компромиссы с властью со стороны "Яблока" и КПРФ дают мне право на резкую оценку. Но рядовые члены местных отделений этих партий не имеют отношения к тому, что делают лидеры. Просто люди очень устали от действующей власти и ищут лидеров среди так называемой оппозиции.
По "сарафанному радио" люди узнают, что приехал человек, общается с ними, говорит о проблемах, которые их волнуют, а власть мешает это делать. Я думаю, несмотря на все сложности, такие встречи просто необходимы. Мне важно знать, чем живут люди, а для них это возможность услышать иную обоснованную точку зрения. Люди давно поняли, что телевизионная картинка перестала отображать реальность, власть окончательно завралась — потому они с большим интересом приходят на такие встречи. Эта поездка еще раз подтвердила правоту нашего тезиса о том, что Россия сейчас делится не на правых/левых, либералов/патриотов, а на тех, кто встраивается во власть и готов власти противостоять. Так же, как и в Москве, в каждом регионе есть те, кто, блюдя личную выгоду, идет на любой сговор с властью, и те, кто противостоит ей, отстаивая интересы людей.
Только в таких поездках можно понять, что по-настоящему волнует людей. Глубокомысленно рассуждать о проблемах России, не выходя за пределы Садового кольца, все равно что переливать из пустого в порожнее. Краснодарский край – это то место, где можно непосредственно соприкоснуться с проблемами, которые волнуют сельских людей. Самая больная тема здесь – земля. По закону люди должны были получить земельные участки, а в итоге все ресурсы сосредоточены либо в руках поворотливых дельцов, либо присвоены чиновниками. Метод, которым чиновники сельских районов решают земельные вопросы, до боли напоминает те методы, которыми чиновники решают проблему ЖКХ в больших городах. Чиновничий беспредел и там, и там. Только в больших городах наживаются на городской инфраструктуре, на жилье, а здесь — на земельных наделах.
Краснодарский край с точки зрения большой политики — край заброшенный, сюда, в северные станицы, никто не ездит. Давно ли мы видели репортажи из Тихорецкого или Тимашевского районов? Дмитрий Козак регулярно сообщает о ситуации с границами, говорит о Северной Осетии, Чечне. Но людей больше волнует воровство местных чиновников. Козак их не волнует, и они Козака, видимо, тоже. На встречах люди говорят о местной власти, потому что она им жить не дает. Дальше Ткачева никто не мыслит. Мы очень мало знаем о том, что здесь творится. Вроде бы ничего не происходит, а на самом деле обстановка накалена до предела, кипят страсти, люди очень напряжены. Земельный вопрос, который постоянно решается чиновниками в свою пользу, доводит людей буквально до белого каления.
Надо сказать, что наши идеи здесь, в Краснодарском крае, находят живой отклик — в ближайшее время будет создано местное отделение Объединенного гражданского фронта, в которое, я думаю, придут многие. Люди ищут хоть какую-то альтернативу, они на самом деле понимают, что так больше продолжаться не может.
"Ежедневный журнал"