Восстание конформистов
Российская правящая элита живет в мире многочисленных иллюзий. Одна из них – что "народ безмолвствует", или, выражаясь новоязом, "пипл все схавает". Казалось бы, действительность дает множество поводов для такого вывода: отменили избираемость губернаторов – никакой реакции; пересмотрели выборное законодательство в пользу известно какой "партии" – тишина; начудили с разграничением полномочий между центром, регионами и местным самоуправлением, переложив ответственность за "социалку" вниз, а деньги оставив в Москве – тишина. Что еще остается? Загнать всех в нерушимый блок миллионной "Единой России" и беспартийного населения? Хочу разочаровать высокопоставленных политтехнологов. Российское общество живо, и его протестный потенциал не только не убывает, но неуклонно увеличивается.
Очень важным фактом здесь стали прошлогодние выступления против монетизации льгот. На улицы совершенно неожиданно и для власти, и для политической элиты вышли сотни тысяч пенсионеров – во все времена наиболее конформистский общественный слой. И пусть господин Зурабов заявляет, что монетизацию сейчас поддерживает чуть ли не 80%, но факт остается фактом: основную часть льгот на деньги перевести так и не удалось (даже большинство тех, кто в конце прошлого года, не разобравшись, отказался от социального пакета, мечтают вернуть его), а в дополнение к сохраненным натуральным льготам государство вынуждено было подписаться еще на десятки миллиардов рублей ежемесячных денежных выплат.
Передовой класс общества
В движение пришел и средний класс – люди, которые обладают квартирой-дачей-автомобилем, имеют сбережения, пытаются дать детям качественное образование, участвуют в программах дополнительного медицинского страхования, отдыхают за границей. Пока это примерно 20% населения – менеджмент успешных коммерческих структур, частнопрактикующие юристы, врачи, преподаватели, малые и средние предприниматели.
Казалось бы, что может спровоцировать недовольство этих успешных людей? Поводов, к сожалению, масса – бездеятельность правоохранительных органов в случае угона автомобиля, квартирной кражи или хулиганского нападения, коррупционный беспредел, махинации жилищных застройщиков, административные барьеры на пути предпринимательской деятельности и многое другое. Причем мотивы не только материальные. Людей возмущают и такие типичные явления, как точечная застройка в городах, обычно сопровождающаяся вырубкой деревьев и сносом памятников культуры, загрязнение окружающей их среды.
Как результат мы видим нарастающие масштабы самоорганизации людей вокруг той или иной конкретной проблемы местного значения. Сейчас по стране уже действуют десятки тысяч таких незарегистрированных ячеек гражданского общества, участниками которых стали сотни тысяч людей.
Их не так просто обмануть дешевым пиаром. Средний класс активно пользуется интернетом, который в качестве средства массовой информации начал ему все больше заменять государственное телевидение. Так, например, когда к выступлениям в защиту водителя Олега Щербинского, обвиненного в связи с гибелью губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова, на последнем этапе подключилась "Единая Россия", это вызвало обратную реакцию у тех, кто с самого начала требовал справедливого рассмотрения дела. В частности, лидер народного движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков заявил: "В митингах, которые устраивала "Единая Россия" наше движение участия не принимало. То, что единороссы попытались примазаться и набрать очки среди избирателей,– это совершенно естественно".
Свобода руля
Кстати, "Свобода выбора" на днях прошла регистрацию в качестве межрегиональной общественной организации. Это первая ласточка нового этапа в развитии гражданского общества: средний класс от защиты сугубо местного интереса переходит к систематическому оппонированию власти. Вот девизы этого движения, родившегося без всякой подсказки сверху и без всякого "опыления" со стороны правозащитников и политических партий, опубликованные на сайте www.19may.ru.
"Мы за: равенство перед законом всех участников дорожного движения; соблюдение властями наших гражданских прав, неприкосновенность собственности; принятие властями решений с опорой на мнение народа; "поддержку отечественного производителя"; путем пересаживания чиновников на авто, сделанные в РФ; социальную ответственность государства; разумные таможенные тарифы и снижающиеся налоги; строительство новых дорог.
Мы против: необоснованных привилегий и мигалок чиновникам; телефонного права и "басманного правосудия" непродуманных волевых решений власти; "поддержки" отечественного производителя в ущерб нашей безопасности; постоянного повышения цен на топливо; вздувания тарифов и взвинчивания транспортных налогов; сокращения финансирования дорожного строительства".
А все начиналось с протестов против запрета машин с правым рулем. Зато теперь сформулировано и требование о "соблюдении гражданских прав", и о "неприкосновенности собственности", осуждено "басманное правосудие".
Следующей сферой, где общественные организации среднего класса должны в скором времени перейти на качественно новый уровень, станет, скорее всего, жилищно-коммунальная. С принятием нового Жилищного и Градостроительного кодексов возникла масса проблем, связанных с управлением приватизированным жильем и организацией его обслуживания. Здесь и колоссальные финансовые риски на пути тех, кто хочет организовать товарищество собственников жилья, и неповоротливость, коррупционность местных властей, и нерешенность многих конкретных экономических вопросов (например, по оплате капитального ремонта).
А там, на подходе,– защита среды обитания. Недавно в подмосковном Одинцове появилась местная общественная организация содействия самоуправлению, которой не нравится то, что мимо домов ездят грузовики на стройку следующего микрорайона. Они шумят и не моют колеса (!). Не за горами и время, когда средний класс потребует предоставления доступного бюджетного (а не только страхового) здравоохранения, наведения порядка в школьном образовании.
Все эти вызовы нового гражданского общества потребуют быстрой и адекватной реакции властей, в первую очередь федеральных. Ведь выстроенная вертикаль парализует инициативу местных чиновников. Сможет ли нынешняя политическая элита адекватно ответить на вызов лучшей части собственного народа? Ее единственный шанс – очищение от политтехнологического подхода к общественным процессам, остановка сползания страны в авторитарное болото. В противном случае рано или поздно придется уйти не по собственной воле.
Первоисточник - Коммерсантъ.ru