Наверное, иначе и быть не могло. Одним из лидеров в новой команде креативщиков канала сегодня является известный киевский режиссер и продюсер Влад Ряшин. Недолго думая, он перенес в российскую столицу ряд проектов, имевших некогда успех на берегах Днепра. Особенно характерен пример с программой "Ключевой момент". Она оказалась чистой "калькой" одноименной передачи, вот уже много лет выходящей в Киеве. Вторичное же, как правило, всегда уступает оригиналу. Кроме того, хорошая актриса Ольга Кабо явно не справилась с материалом. Сценарная основа программы, рассказывающей о встречах близких людей после долгой разлуки, изначально была излишне пафосной и мелодраматичной. Ведущему следовало бы деликатно "смикшировать" эмоциональный посыл драматурга. Ольга Кабо сделать этого не решилась.
Столь же разочаровала и мощно анонсированная программа "В центре событий". Оказалось, что пресловутое "журналистское расследование" представляет собой почти дословный повтор вечернего документального кинопоказа Первого канала в прошлом сезоне. Во всяком случае, принцип использован тот же. В коротком очерке журналист освещал какую-нибудь "жареную" тему. Как правило, это оказывался простенький сюжет, типичный для легковесного таблоида.
Так, за минувшую неделю, в числе прочего, нас познакомили с проблемами любительской авиации, приоткрыли завесу над "совершенно секретными" экспериментами в области человеческой психики и предложили посочувствовать горькой доле фанатов азартных игр. Естественно, о сколько-нибудь глубоком раскрытии каждой из этих тем говорить не приходилось.
Интересно, что "обновленный" ТВЦ старался по мере возможности избегать острых общественно-политических тем. По мнению телевизионного обозревателя Евгения Кузина с приходом новой команды на канале закончилась эпоха "относительного плюрализма" времен Олега Попцова. Теперь, как считает журналист, одновременное существование в рамках одной компании таких ярких творческих личностей, как, например, Леонид Млечин и Алексей Пушков, будет, скорее всего, невозможным.
Зато в эфире других каналов недостатка в политических программах не было. Российское телевидение, наверное, в порядке конкуренции с упомянутым прошлогодним проектом Первого канала развернуло качественный утренний документальный кинопоказ. На прошедшей неделе обратил на себя внимание вышедший в этом цикле фильм "Красный диктатор. Жизнь и смерть Николае Чаушеску". Рассказ о румынском президенте, по-своему желавшем для своей страны процветания и независимости, как от Запада, так и от Востока, смотрелся как печальное предостережение возможным последователям.
Зато никаких "иносказаний", как обычно, не потребовалось подозрительно частому гостю "Эха Москвы", "пламенному патриоту" Александру Проханову. В эфире программы "Особое мнение" телекомпании RTVI (совместный проект с радио "Эхо Москвы") он высказался за то, чтобы политические партии в России создавались путем директивных распоряжений "сверху". Как это было, например, с той же "Единой Россией", "Партией Жизни", "Родиной".
А спустя каких-то два часа Александр Проханов в программе "Ищем выход" ("Эхо Москвы") повторил свое традиционное заклинание по поводу того, что август 1991 года стал символом "развала великого государства". Другой гость программы, политик Владимир Рыжков, наоборот, счел августовские события проявлением искреннего вольнолюбивого порыва россиян.
По мере приближения пятнадцатилетия событий августа 1991 года интерес к ним возрастал. В минувшую субботу почти одновременно в эфир вышли два документальных фильма, посвященных этой "горячей" теме.
Павел Шеремет в фильме "Август 91-го. Заговор обреченных" (Первый канал) предложил вниманию зрителей "причесанную" хрестоматийную версию августовского противостояния. Кажется, столь отстраненно и равнодушно можно было бы рассказывать, разве что о событиях двухсотлетней давности, например, о малозначительном заговоре эпохи "гвардейского столетия".
Благообразные, уверенные в себе, бывшие члены ГКЧП, произносили с экрана многозначительные фразы, исподволь "подтверждающие" их историческую правоту. По непонятной причине авторы откровенно любовались лидером путчистов Геннадием Янаевым. В то время как Бориса Ельцина в фильме практически не было, а роль Горбачева была сведена к минимуму. Кстати, в картине постоянно и некорректно проводилась навязчивая мысль о том, что президент СССР знал о готовящемся путче, но сам не захотел его предотвратить.
В отличие от Шеремета, Александр Стефанович и Николай Сванидзе в ленте "Жаркий август 91-го" (РТР) с первых же кадров полемично заострили проблему и напрямую спросили зрителей – существовал ли заговор на самом деле? Далее они попытались искренне ответить на этот вопрос.
На зрителей обрушилась лавина фактурной информации, которая напрочь отсутствовала в ленте Первого канала. Нам назвали конкретные адреса явочных квартир и объектов советских спецслужб в Москве той поры. Авторы "Заговора обреченных" о них скромно умолчали. Были приведены слова бывшего командующего ВДВ Павла Грачева о том, что министр обороны Язов в самом деле отдал приказ о штурме Белого Дома. На Первом канале это сочли недоказанной гипотезой.
Наконец, в фильме документалистов второго канала бывший вице-президент Александр Руцкой откровенно признался, что без "живого кольца", образованного москвичами, падение российского парламента было бы неизбежным. Об этом в последнее время (не только в ленте Первого канала) говорить вообще было не принято.
В финале своего фильма Николай Сванидзе свел вместе реплики "двух" Язовых. Министр "образца 1991 года" назвал себя "старым дураком" и попросил прощения за "совершенную глупость". Язов "наших дней" высокомерно заявил, что никакого заговора не было и никакого раскаяния за содеянное он не испытывает. После чего авторы предложили зрителям самим сделать выводы из увиденного.
Получилось так, что нам показали как бы два разных "августа". Стефанович и Сванидзе увидели в своем "августе" миг свободы, синей птицей промелькнувший над Россией. Автор этих строк и его друзья тоже запомнили тот август именно таким.
Вы можете оставить свои комментарии здесь