Учителей предупредили о нарастающей опасности "преступных групп несовершеннолетних", которые ранее были "нестойкими и малочисленными", а "в настоящее время, в связи с пропагандой жестокости в СМИ, межнациональной розни в Северо-Кавказском регионе, увеличения числа мигрантов из бывших союзных республик общественная опасность подростковых и молодежных группировок резко возросла". Распознать будущих террористов нелегко. Группировки несовершеннолетних, поясняет Чужиков, отнюдь не сразу переходят к совершению преступления: "оно как бы зреет в сознании их участников", и на этой стадии необходима индивидуальная профилактическая работа с каждым участником группы, что, естественно, невозможно без "своевременной и полной о них информации".
Чтобы учителя не запутались в новых реалиях, в письме даны описания опасных неформалов. В один список помимо скинхедов, РНЕ, фашиствующих "Братьев Лавочкиных", "Гвардии Баркашова" и некоторых религиозных сект попали нацболы, антиглобалисты, комсомольцы, металлисты, футбольные фанаты и даже участники "Открытой России".
Описание вторичных признаков экстремизма по мнению майора Чужикова: короткая стрижка, светлые джинсы, ботинки на толстой подошве с высокой шнуровкой белого цвета - верные признаки фашиствующего скинхеда. Сами фашисты "хорошо военизированы и законсперированы", их главным отличительным признаком является свастика на рукаве или берете, уверяет Чужиков. Если учитель заметит особую склонность ученика к камуфляжной форме и спорту, металлическим заклепкам и длинным волосам - тоже должен взять его на карандаш и сообщить в милицию. В отношении "лимоновцев" (обозначенных в инструкции запрещенной ныне аббревиатурой) сообщаются и название официального печатного органа, и фамилии лидеров - как на федеральном уровне, так и в самом Воронеже.
Исполнитель инструкции, лейтенант милиции МОБ ГРОВД Елена Ендовицкая, рассказала изданию об источнике ценной инициативы: "У нас были указания ГУВД о том, что летом мы должны направить похожие информационные письма по профилактике правонарушений со стороны неформальных объединений молодежи по всем школам района. Сами письма мы готовили тут на месте".