Российское телевидение задолго до праздника разъясняло эти "азбучные истины" непонятливым зрителям. Ни в одной из официальных информационных программ не было сказано ни слова о позорном "перезахоронении" в Химках. Зато выступавшая в итоговой программе "В центре событий" (канал ТВЦ) депутат Наталья Нарочницкая отметила, что "отдельные представители" российской интеллигенции стремятся всячески очернить нашу великую Победу. Но это им не удастся сделать, поскольку Победа, якобы, в принципе "закрыла" немногие темные страницы нашего военного прошлого.
Как всегда, в качестве "ударной силы" выступил праздничный кинопоказ. Я имею ввиду фильмы, показанные в эти дни по основным телеканалам. Репертуар оказался традиционно правильным и проверенным. В качестве предпраздничного сюрприза нам с большой помпой презентовали отреставрированную копию киноэпопеи "Освобождение" Юрия Озерова (Первый канал).
Вновь позволю себе крамольную реплику. Несмотря на все свои регалии и действительно огромную популярность, с точки зрения киноискусства фильм получился слабенький – из тех, что мы бы сейчас назвали "среднебюджетными блокбастерами". Эпопея, делавшаяся, видимо, впопыхах, изобилует совершенно непростительными фактическими и техническими ошибками. Даже непрофессионалы обратили внимание в ряде эпизодов на современные танки и бронетехнику на заднем плане, а также на тень от операторской вышки в сцене марша на Берлин. По масштабности картина явно уступает "Падению Берлина" Михаила Чиаурели, не говоря уже о "Повести пламенных лет" Александра Довженко. Кстати, Довженко создавал свой шедевр с той же творческой группой, что позднее работала и на "Освобождении". Зато фильм Юрия Озерова несет идеологическую нагрузку, разъясняя пользу и необходимость жестких авторитарных форм правления. Вероятно, поэтому он оказался востребован в наше время.
Характерно высказывание о фильме хорошего актера Михаила Ножкина, исполнившего в этой картине знаменитую песню "Последний бой". Я намеренно беру цитату в кавычки, чтобы читатель не подумал, будто автор сошел с ума или просто морочит ему голову. Михаил Ножкин, характеризуя фильм, пишет, что "это вам не Джеймс Бонд, создатели которого без порток от немцев бегали. Ведь американцы толком не воевали с немцами, их Черчилль нам ничем особо не помогал. Это вам не Рузвельт". Эта цитата, наверное, очень точно характеризует настроение фильма. Аляповатого, небрежного, пафосного, но идеологически абсолютно правильного.
"Правильными" оказались и прочие фильмы, показанные по ТВ в праздничные дни. Конечно, мы увидели и шедевры, в том числе нестареющие "Летят журавли", "Два бойца", "Балладу о солдате", "Белорусский вокзал". Но, как всегда, не было спорных и неоднозначных "Иванова детства", "Проверки на дорогах", "Последнего поезда", "Восхождения". Не говоря уже о проклятом официозом и признанном критикой фильме "Сволочи". Между прочим, перед самым праздником один из ветеранов спецслужб признался в прессе, что в "крамольном" фильме показана чистая правда. Причем, даже далеко не вся правда о неизвестной у нас до сих пор войне.
Но кому какое дело до откровений одного отдельно взятого ветерана! Старики давно стали приложением к торжествам государственного масштаба. Окончательно это стало понятно во время трансляции праздничного концерта с Красной площади (Первый канал и канал "Россия"). Это действо произвело впечатление грандиозного карнавала в стиле диско. Точнее даже, маскарада в обрамлении толпы беснующихся "молодогвардейцев", "местных" и прочих "наших". Впрочем, даже им милостиво разрешили славить власть только за оцеплением, состоящим, как водится, из дюжих нижегородских омоновцев.
В этом маскараде резало глаз почти все. Исковерканные слова старых добрых военных песен. Ряженые артисты, присвоившие, непонятно по какому праву, не принадлежащие им мундиры и незаслуженные ими награды. Причем, даже эти мундиры оказались "оскопленными". Так, артисты, исполнявшие песню военных летчиков из фильма "Небесный тихоход", были почему-то наряжены в форменную одежду сотрудников Аэрофлота. Но только без "крылышек" с серпом и молотом на фуражке. Уж, не из боязни ли быть принятыми за сторонников "запрещенных" национал-большевиков? Кстати, телекритик Ирина Петровская с горечью заметила, что Диму Билана встречали так, как будто он, как минимум, выиграл "Евровидение", а как максимум, самолично взял Берлин и водрузил Знамя Победы над рейхстагом. Зато увенчанные наградами ветераны казались лишними на этом празднике жизни.
Впрочем, к счастью, ветеранам было в этот день достаточно уютно на другом канале. Одновременно по "Культуре" показывали цикл передач, посвященных поэту-фронтовику Булату Окуджаве, родившемуся как раз девятого мая. Несколькими днями ранее канал ТВ-Центр тоже сделал попытку "отметиться" в числе поклонников легендарного барда. Но интересный в целом концерт под названием "Заезжий музыкант" был поставлен в сетку вещания почему-то в час ночи, что, согласитесь, не очень удобно для большинства почитателей творчества Окуджавы. Пришлось каналу "Культура" наверстывать упущенное коллегами. Передачи "Арбатский романс" и "Окуджаве посвящается" казались сделанными не на другом канале или в другой стране, а вовсе на другой планете. Вместо крикливой агрессивной попсы – камерное стихотворение Афанасия Фета "Севастопольское братское кладбище". Вместо искаженных "гримасами счастья" физиономий – одухотворенные и умные молодые лица. А также настоящие ветераны с настоящими и заслуженными боевыми наградами. Сама атмосфера "альтернативного" праздника как нельзя лучше подтверждала мысль той же Ирины Петровской, сказавшей, что "печаль всегда тиха, как и радость, если она – со слезами на глазах".
Нам постоянно твердят, что святой День Победы объединяет всех россиян без исключения. Однако даже в этот день мы опять увидели на телеэкранах две России. Одну – шумную, маскарадную, лживую и официозную. Россию, приватизировавшую Великую Победу.
Противостояла ей другая Россия. Россия негромкая, неброская, настоящая и великая. Россия – победительница.
Вы можете оставить свои комментарии здесь