В обращении, обнародованном правозащитниками, приводится не полный список российских политических заключенных и он, как было отмечено, предлагается президенту для помилования в качестве "первого шага". Людмила Алексеева рассказала, что на этапе подготовки обращения среди правозащитников возникли споры о том, можно ли ограничиваться перечислением только части политзаключенных. В итоге было решено включить в список политзеков, учитывая их возраст и состояние здоровья, а также получивших наибольшие сроки. При этом Алексеева подчеркнула, что правозащитники обязательно будут добиваться освобождения всех жертв политических репрессий в России.
Пока же правозащитники предлагают помиловать Валентина Данилова, Игоря Сутягина, Игоря Решетина, Александра Рожкина, Сергея Визира, Михаила Иванова, Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, Алексея Пичугина, Василия Алексаняна, Светлану Бахмину, Рустема Шайдуллина, Зару Муртазалиеву и Зурбека Талхигова.
По словам Льва Пономарева, политические процессы были поставлены на конвейер в 2000 году с приходом к власти Владимира Путина, и точное количество их жертв никому доподлинно не известно. По разным оценкам, как отметил правозащитник, это около ста человек. "Мы понимаем, что при новом президенте надо начинать процесс прекращения политических репрессий и освобождения политических заключенных", - сказал Пономарев. Тем более, добавил он, Медведев почти каждый день делает заявления о несовершенстве судебной системы в России, а на одном из заседаний правительства даже признал факт существования "телефонного права" в судах. Пономарев сообщил, что под обращением, размещенном на сайте движения "За права человека", может подписаться каждый желающий.
Эрнест Черный выразил убеждение, что "шпионские дела" ученых Валентина Данилова и Игоря Сутягина и других нельзя считать недоразумением или самовольством ФСБ. На это публично, во время выступления в Госдуме в 2000 году дал установку Путин, заявив, что за контакты с иностранцами граждане России будут "подвергнут определенным процедурам". "Пойдет ли Медведев иным путем?", - задал правозащитник фактически риторический вопрос.
Невольно ответил на него Сергей Ковалев, сказав, что надежды на то, что президент отреагирует на обращение правозащитников у него мало. "Тем не менее сделать это было необходимо, - добавил он. По словам Ковалева, правозащитники уже готовят следующее письмо, адресованное властям, по поводу того, что делать с отсутствием в стране независимой судебной власти.
Авторов обращения поддержал член Британской палаты лордов Фрэнк Джадд.