Насколько экономика России зависит от цен на нефть? Как только я слышу этот вопрос, в моей голове сразу возникает ассоциация, навеянная бессмертным романом Александра Дюма "Три мушкетера". В той сцене из романа Атос, пригласив на роскошный обед своих друзей-мушкетеров, скрыл от них, что для оплаты обеда ему пришлось продать замечательную лошадь – подарок за успешную операцию с "подвесками королевы". Когда неразлучные друзья полностью погрузились в гастрономический процесс, Атос спросил их: "Знаете ли Вы, что Вы едите? Вы все едите конину!"
Точно также экономически грамотный россиянин должен знать – все, что он ест, все что он покупает в магазине: сыр, колбаса, хлеб, бытовая техника, мебель, иномарки – это все нефть. Точнее, нефть, газ, и металлы. Именно такой набор продаваемых товаров составляет не менее 80 процентов российского экспорта.
Из чего состоит сырьевая зависимость российской экономики?
Первое. Критическая зависимость стоимости экспорта России от конъюнктуры мирового нефтяного рынка (европейские цены на газ фактически привязаны к нефтяным ценам). Иначе говоря, падение цен на нефть на 40 процентов (с 145 до 90 долларов за баррель), произошедшее чуть меньше, чем за три месяца, фактически означает снижение валютной выручки российских экспортеров практически на те же 40 процентов.
Второе. Поступления в бюджет России. Известно, что более 50 процентов цены экспорта нефти (по газу значительно меньше из-за привилегированного положения "Газпрома") изымается в бюджет России. В итоге при падении цен на нефть бюджет получает меньше средств, и в зоне потенциального риска оказываются зарплаты бюджетников, пенсии – особенно в дотационных регионах. Многие, наверное, помнят задержки с выплатами пенсий в 90-х, но немногие связывают это с тем, что тогда привычная стоимость нефти составляла 10-20 долларов за баррель.
Третье. Инвестиционные возможности государства или расходы бюджета на всякие "национальные проекты" – от жилья для военнослужащих до Олимпиады в Сочи. При резком снижении доходов бюджета придется сокращать и расходы. Дело в том, что зависимость бюджета от цен на топливо связана не только с экспортом. Значительные поступления от нефтяных, газовых и других сырьевых компаний формируют бюджет в виде налогов с прибыли и НДС, НДПИ. Все эти платежи будут снижаться при падении цен на нефть на мировых рынках. Снижение же бюджетных трат – огромной силы удар по экономике. Расходы федерального бюджета и бюджетов регионов составляют до 35-40 процентов доли российского ВВП. Ясно, что сокращение бюджетных расходов сразу коснется всех секторов экономики. Но этим дело не исчерпывается.
Четвертое. Устойчивость платежного баланса и стабильность курса рубля. Все мы помним катастрофическое падение рубля по отношению к доллару в августе 1998 года. Падение было вызвано обнулением золото-валютных резервов России, а это стало следствием в значительной степени негативной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. На данный момент золотовалютные резервы России (ЗВР) – третьи по величине в мире (после Китая и Японии), они составляют примерно 560 миллиардов долларов. Казалось бы, стабильности рубля ничего не угрожает. Однако за последние 3-4 года наши флагманы государственного капитализма – "Роснефть", "Газпром" и другие – набрали огромные долги на Западе, составляющие примерно до 80 процентов золотовалютных резервов. Сейчас, в условиях мирового кризиса ликвидности, перекредитоваться – погасить старые долги, взяв новые, – крайне трудно, да и условия (проценты по кредитам) будут предлагаться крайне невыгодные. Государство вполне реально может оказаться перед необходимостью спасать неумеренных любителей займов (госкорпорации), используя для этого резервы ЦБ. Тогда представления о том, что резервы очень велики, придется существенно пересмотреть.
Важную роль будет играть и поведение рядовых граждан, бизнеса. Последний быстрый рост американской валюты, уже преодолевшей отметку в 26 рублей за доллар, несомненно обеспокоил многих держателей рублевых активов.
После фактического краха российского фондового рынка (как еще назвать падение акций таких монстров, как "Газпром" и Сбербанк в 2,5-3 раза от максимумов?) у российских инвесторов осталось два вида активов для сохранения сбережений: деньги (рубль, доллар, евро – банковские вклады) и недвижимость. Есть серьезные опасения, что цены на недвижимость не удержатся на текущих фактически максимальных уровнях, а последуют за фондовым рынком и испытают длительный период снижения, по меньшей мере, на 20-30 процентов от максимумов. В этом случае инвесторы попытаются перевести средства в американскую валюту, а это создаст огромное давление на курс рубля.
Надо понимать, что денежная масса в России с 2000 по 2008 год выросла практически в 10 раз, и обеспечение текущего курса рубля потребует значительных трат ЗВР. Что произойдет в случае, если ЦБ России отпустит курс рубля?
Пятое. Критическая зависимость России от импорта товаров первой необходимости, в первую очередь, продовольствия. До 40 процентов продаваемых в магазинах России продовольственных товаров – импортные или произведены из импортных компонентов. При резком (15 и более процентов) падении рубля цены на большую часть продуктов питания тут же вырастут на эту величину. Товары же местного производства очень быстро подтянутся к новым ценовым уровням. Рост цен будет воспринят местным производителем как долгожданный шанс хоть немного поправить экономику своего бизнеса, давно задавленную ростом расходов с одной стороны и конкуренцией импорта с другой.
Шестое. Рубль до сих пор не самостоятельная денежная единица, а всего лишь талончик, и некоторое количество таких талончиков можно обменять на один доллар или евро. Как мы видим, резкое снижение курса рубля очень быстро приведет цены на основные товары на новые уровни. Это в скором времени потребует от государства повышения зарплат бюджетникам и пенсий. Кроме очевидного удара по частному бизнесу, который не сможет успеть за возможностями государства по повышению зарплат, это приведет к тотальному скачку цен. Казалось бы, какая разница: вырастут цены – вырастут и зарплаты. Даже забыв о том, что увеличение пенсий и зарплат государством в лучшем случае покроет максимум 50 процентов роста цен, нельзя не предвидеть, что огромный удар будет нанесен по капитализации России.
Седьмое. Критическая зависимость капитализации экономики от нефтяной конъюнктуры и нестабильность капитализации. Крушение фондового рынка уже и так снизило капитализацию России минимум на 700-800 миллиардов долларов за август-сентябрь 2008 года. Боюсь, что не разделю оптимизма Путина, заявившего в ответ на сообщения о падении рынка: "Отрастет!" Так вот, "отрастать" будет годами.
Однако в случае резкого снижения курса рубля к доллару и евро обвал цен на недвижимость может достичь 50 процентов и более (в долларах) – и это будет вполне сравнимо с кризисом 1998 года.
Что происходит с нефтью?
Рост цен на нефть в период 2000-2008 годов с 20-25 до 100-150 долларов за баррель имел несколько причин.
Во-первых, рост мировой экономики – в особенности энергоемких экономик Китая, Индии, России – повысил мировой спрос на энергоресурсы.
Во-вторых, мир столкнулся с невозможностью быстро и недорого повысить предложение нефти и газа – старые месторождения во многих регионах значительно выработаны (Мексика, Северное море), а новые находятся в труднодоступных регионах (российское Заполярье или нефтеносные пески Канады, Аляска) и требуют огромных инвестиций и больших сроков разработки.
Кроме того, на росте нефтяных цен сказалось мировое ослабление доллара по отношению к мировым валютам в период 2002-2008 годов, достигшее 50 процентов, и нефть наряду с драгметаллами стала использоваться как средство сбережения стоимости. Особенно активно нефть использовали американские пенсионные и спекулятивные хедж фонды, что стало поводом для специальных разбирательств в США и предметом обсуждения в ОПЕК.
В итоге спекулятивные фонды загнали цены на нефть на неподъемные для реального сектора экономики 150 долларов за баррель, экономика стала "пускать пузыри" в виде кризиса ипотеки, ликвидности, и обвал спекулятивных инвестбанков США обрушил фондовые рынки, в том числе и цены на нефть.
Также необходимо учитывать то, что нефтяной рынок, как и любой другой спекулятивный рынок, пытается предвидеть, нащупать будущее. Текущее снижение нефтяных цен показывает, что рынок прогнозирует углубление кризиса в США и снижение реального физического спроса на топливо во всем мире. Если эти расчеты оправдаются, цены на нефть могут оказаться значительно ниже текущих уровней – вплоть до 50 долларов за баррель.
Последствия для России в случае "жесткого сценария" будут очень тяжелыми. Падение рубля по отношению к американской валюте составит до 50 рублей за доллар. Падение цен на недвижимость в долларах до 50 процентов, значительный рост безработицы, инфляция до 50 процентов в год пика кризиса, значительное снижение уровня жизни, бюджетный кризис.
Несомненно, такой кризис (если он случится) способен внести радикальные изменения в политическую систему России. Хотелось бы, чтобы итогом болезненных, но вполне неизбежных в этом сценарном варианте реформ стало резкое повышение качества государственных институтов, повышение роли гражданского общества в принятии решений и, разумеется, кардинальное снижение степени нефтяной зависимости России.