13 октября Светлана Бахмина отмечает свой день рождения. Этот день бывшая заместитель начальника правового управления "ЮКОС-Москва" проведет в заключении, в больнице учреждения ФГУ ЛПУ-21 УФСИН России по Республике Мордовия. Там же, вероятно, ей придется и рожать – экс-юрист опальной нефтяной компании Михаила Ходорковского находится на седьмом месяце беременности.
Напомню, что Светлана Бахмина была арестована 7 декабря 2004 года после многочасового допроса, закончившегося сердечным приступом. 19 апреля 2006 года Симоновский райсуд Москвы предъявил ей обвинение по статьям 198 ("Уклонение физического лица от уплаты налога") и 160 ("Присвоение или растрата денежных средств") УК РФ, приговорив к семи годам лишения свободы.
24 августа 2006 года кассационным определением Московского городского суда этот срок был сокращен до шести с половиной лет. Если бы его уменьшили до шести лет, то осужденная попала бы под действие амнистии и была бы освобождена.
Как мать двоих малолетних детей Бахмина, согласно статье 82 УК РФ, была вправе рассчитывать на отсрочку исполнения наказания до достижения ее младшим ребенком 14-летнего возраста. Однако еще до рассмотрения этого вопроса в суде (то есть до вступления приговора в силу) она была незаконно этапирована в колонию ФГУ ИК-14 мордовского поселка Парца. Впоследствии Мосгорсуд отклонил прошение Бахминой об отсрочке.
По мнению Генпрокуратуры России, Светлана Бахмина совместно с начальником правового управления "ЮКОС-Москва" Дмитрием Гололобовым участвовала в присвоении имущества и активов компании "Томскнефть-ВНК" на сумму более 18 миллиардов рублей.
Примечательно, что при этом представители самой "потерпевшей" стороны, "Томскнефти-ВНК", на судебном процессе по делу Бахминой утверждали, что ни "ЮКОС", ни его юрист ущерба компании не наносили. В заявлении в Генпрокуратуру, подписанном юристом ОАО "Томскнефть-ВНК" Александром Евстигнеевым, говорилось: "... при анализе материалов уголовного дела... можно сделать вывод, что активы из ОАО "Томскнефть" ни фактически, ни юридически не выведены, а потому собственно хищения акций или имущества нет...
В связи с тем, что материалами уголовного дела... вообще не подтвержден факт причинения ОАО "Томскнефть" ущерба вследствие работы в совете директоров общества Бахминой С.П., то ОАО "Томскнефть" не находит оснований для предъявления Бахминой С.П. каких-либо претензий".
Насчитанную ей как физическому лицу задолженность перед госбюджетом Светлана Бахмина оспаривать не стала и полностью погасила.
В сентябре нынешнего года Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия отказал заключенной в условно-досрочном освобождении (УДО), отсидевшей к тому времени уже больше половины назначенного ей срока. Отказал, несмотря на погашенные взыскания, положительную характеристику и пять поощрений со стороны администрации колонии, считающей, что осужденная "не нуждается в дальнейшем отбывании наказания", а также несмотря на наличие у Бахминой двух детей 7 и 11 лет и ее беременность. Более того, не было учено, что в начале марта колония за хорошее поведение награждала Бахмину отпуском, после окончания которого та добровольно вернулась в место отбывания наказания. Предоставленные гарантии, что сразу после освобождения Бахмину примут на работу (этот вопрос тоже немаловажен), на решение суда не повлияли.
Добавлю, что этот отказ был уже вторым. Впервые ходатайство об УДО Бахмина подавала еще в мае, и тогда Зубово-Полянский райсуд его не удовлетворил. Бахмина направила жалобу на это решение в Верховный суд Республики Мордовия. 30 июля жалоба была удовлетворена, постановление районного суда отменено как необоснованное, а дело направлено на новое рассмотрение иным составом суда.
Однако Зубово-Полянский суд вновь лишь проштамповал аналогичное предыдущему решение.
Едва ли стоит сомневаться, что при стольких "за" и явной надуманности аргументов "против" (оба раза, мотивируя свои отказы, райсуд указывал на взыскания, которые, ввиду их погашения, приниматься во внимание не могли) Бахмину освободили бы, если бы она была осуждена не по делу "ЮКОСа".
На патологическую жестокость, злобную и мелочную мстительность (не говоря уже о попрании норм права и морали) в отношении всех "юкосовцев", проявляемые правящей верхушкой, неоднократно указывали многие критики власти. И случай с Бахминой, пожалуй, самый наглядный.
Она, сидя за решеткой, не участвует в общественной жизни, как Михаил Ходорковский, не пишет "заявлений о преступлениях" "фабрикантов" своего дела, как Платон Лебедев, не рассказывает, как Алексей Пичугин, о методах психологического и физического воздействия, которыми следователи пытались "выколотить" лжесвидетельство. Но принадлежность к компании "ЮКОС" – будто черная метка.
Экс-юрист "ЮКОСа" осуждена несправедливо и должна быть освобождена, заявляют одни. Даже в случае справедливого осуждения она, с учетом всех обстоятельств, заслуживает снисхождения, добавляют другие.
Но для признания своей неправоты, снисхождения и милосердия необходимы сила и мудрость. А у нас в понятие "сильная власть" принято вкладывать совсем иной смысл. Кто-то скажет: "Почему именно Бахмина? Она – не единственная за решеткой несправедливо осужденная женщина, беременная, с малолетними детьми. Нужно помогать каждому!"
Но помощь каждому складывается из совокупности множества конкретных дел, будь то адресная помощь одному человеку или решение отдельной проблемы. Громкие же декларации о судьбах всех "униженных и оскорбленных" зачастую так и остаются декларациями.
В Интернете, на сайте bakhmina.ru проходит сбор подписей под обращением к президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой помиловать Светлану Бахмину. Как сообщало издание "Избранное", инициаторы этой кампании никак не связаны с "ЮКОСом", Бахминой, ее адвокатами и семьей. Они не представляют никаких общественно-политических объединений.
У любого из нас есть возможность совершить пусть маленький, но поступок. У президента Медведева – запомниться современникам прогрессивным лидером государства, а не марионеткой на ниточках в чужих руках. У нашей страны – стать хотя бы чуть-чуть добрее и милосерднее к собственным гражданам.
Вы можете оставить свои комментарии здесь