Эксперт центра экстремальной журналистики в Тбилиси Тенгиз Аблотия заявил корреспонденту Собкор®ru, что в Грузии возможно повторение августовский событий в ближайшем будущем.
Тенгиз Аблотия рассказал, что за последние несколько дней на границе с Абхазией и Южной Осетией каждую ночь происходили эпизодические перестрелки. Стреляют со стороны Абхазии и Южной Осетии по Грузинской территории, с грузинской стороны каждую ночь погибает 1-2 человека.
"Я не верю, что военные действия в Грузии окончательно закончились. Очень похоже, что возникнет новое обострение. Точно так же все начиналось в августе. Вначале обстрелы были эпизодическими, затем частыми, а затем начались в режиме "нон-стоп", - заявил Аблотия. По его словам, на протяжении четырех месяцев, с апреля 2008 года, когда Росси ввела дополнительный миротворческий контингент в Южную Осетию, там происходил обстрел грузинских сел осетинскими ополченцами при молчаливом наблюдении российских миротворцев.
Правозащитник центра "Демос" Варвара Пахоменко, посетившая приграничные районы Грузии 12-23 октября, рассказала, что перестрелки были слышны каждую ночь, а один раз - днем.
Аблотия назвал маловероятной возможность поддержки Россией грузинской оппозиции, съезд которой намечен на 7 ноября. "Вряд ли оппозиция пойдет на радикальные требования к президенту. Большинство оппозиционеров - неприемлемы для России. Еще недавно они упрекали Саакашвили за то, что он слишком подавлен в отношениях с Россией и не проявляет должной строгости", - заявил эксперт.
Российский политолог Сергей Маркедонов также отметил, что в ближайшее время стоит ждать обострения ситуации в Грузии в Галльском и Ахалгорском районах. По мнению эксперта, Саакашвили больше не решится на прямое противостояние с Россией масштабов августа, видя "скорее моральную поддержку НАТО", однако неизбежно повторение ситуации начала 90-х годов – диверсий, провокаций, выпадов в СМИ против России.
Обозреватель интернет-издания "Избранное" Михаил Шевелев, отставивающей версию солидарной ответственности Грузии и России за развязывание конфликта, заявил, что повторение августовских событий возможно, если под этим иметь в виду попытки российских властей обострить ситуацию и добиться "выгодной им международной изоляции России". Однако Шевелев добавил: "Весьма сомнительно, что эти попытки будут предприняты в Грузии. Эта карта на время отыграна".
Комментируя статью, вышедшую 25 октября во французской газете Le Monde "Россия четыре года готовила наступательную войну" (интервью экономиста Андрея Илларионова), Тенгиз Аблотия заявил, что Илларионов преувеличивает – "в России к обострению ситуации готовилась в течение 1,5 – 2 лет". По его мнению, 7 августа в Южную Осетию вошла не вся 58-я армия, а только какая-то ее часть, скорее всего, это могли быть отдельные батальоны, но не регулярная армия, сказал Аблотия.
Правозащитник "Мемориала" Александр Черкасов, посетивший Цхинвали в начале сентября, также посоветовал не принимать всерьез версию Илларионова. "То количество военнослужащих и танков, о которых говорит Илларионов, там бы просто не поместилось", - сказал Черкасов. Он рассказал, что лично встречался с военнослужащими, находившимися в селе Джава 7 августа. По словам правозащитника, Россия не воспринимала Джаву как часть "буферной зоны" и выполняла там маневры. Однако говорить о переброске туда значительных частей армии - бездоказательно. Об этом говорит весь последующий ход военных действий.
Сергей Маркедонов заявил, что Илларионов не должен высказываться о событиях в Грузии, поскольку не является экспертом по Кавказу. По словам Маркедонова, именно Грузия четыре года назад нарушила Дагомысские соглашения и правительство Санакоева, спровоцировав напряженность. "Грузии важны только территории, но не живущие на них люди", - заявил Маркедонов.