По сложившейся традиции неделя между праздниками 1 и 9 Мая — время затишья. Не зря раздаются голоса и вовсе ее превратить во всероссийские каникулы вместо новогодних. Ведь даже если происходит что-нибудь знаковое, например инаугурация Медведева или первая годовщина его пребывания на президентском посту, реакция на такие события все равно бледная. Часть "начальства" временно дезертирует из мягких кресел и расслабляется на Багамах. Простой народ по возможности отправляется сажать картошку да окучивать яблоньки: на зарплаты, знаете ли, прожить трудно, особенно когда на дворе кризис. Неудивительно, что и в блогосфере начинается репетиция летней дремоты. Посты задающих тон дискуссии политизированных "тысячников" крутятся вокруг одних и тех же тем: много или мало народу вышло на Первомай, надевать – не надевать георгиевскую ленточку, ходить — не ходить на репетицию парада, упадет – не упадет на голову пролетающий истребитель? Нужен ли он вообще, этот парад с чуть ли не ежедневным перекрытием улиц и отборным матом застрявших в пробках водителей?
Впрочем, и без оригинальных "скандалов" на тему "Ах, я не буду смотреть раскрашенного Штирлица" и неоднозначных высказываний свежеизбранного патриарха Кирилла по поводу Победы тоже не обошлось.
Начнем с первой темы. Как известно, "Семнадцать мгновений весны" больше, чем просто "мыльная опера" и "бондиана по-советски". Пожалуй, впервые именно в этом фильме гитлеровцев показали не звероподобными орангутангами, а противниками умными, интеллектуальными, да и просто живыми людьми со своими характерами, слабостями и пороками. Наверное, не зря многие критики говорили, что
помимо "пользы" — демонстрации подвига советских разведчиков и немецких антифашистов — "Мгновения" невольно нанесли колоссальный вред.
Обилие "гламурной" нацистской формы, портретов Гитлера, свастик в кадре романтизировали фашизм и спровоцировали появление первых скинхедов. Сформировали на финальной стадии разложения "совка" крамольную мысль в головах части псевдоэлиты: вот у кого порядочек-то был! Вот у кого нам бы поучиться, скрестив сталинское имперство с национализмом и православнутым обрядоверием!
А потому и среди людей старшего поколения подвиги нестареющего Штирлица пользовались настолько высокой популярностью, что в 1999 году герой Вячеслава Тихонова победил в заказанном Борисом Березовским социологическом опросе на тему "Кого из киногероев вы хотели бы видеть президентом России?".
Выбор был, мягко говоря, пугающий – некто "свой среди чужих", лишенный нормальной личной жизни, вынужденный во многом играть по чужим правилам, жить в постоянной тревоге, во вражеской форме с фашистской свастикой на рукаве и выпивать на брудершафт с эсэсовцами. Но раз "народ решил", то… в полном соответствии с описанной Мариной Юденич "технологией выпиливания "буратинок". Под "конкретную задачу" ельцинской семьей и олигархами тогда был найден в противовес Лужкову-Примакову некто невысокий, неприметный, работавший ранее разведчиком в Германии…
Неудивительно, что кино, из которого, как из гоголевской "Шинели", свалился нам на голову "национальный лидер", решили немножко раскрасить. Хотели, разумеется, "как лучше". Не пожалели времени, денег, но… эффект вдруг оказался неожиданным — то, что казалось великим и ужасным, вдруг предстало гламурным в стиле "Dorogo&Glupo", а то и откровенно смешным!
"Бог с ним, с цветом, — пишет в своем интернет-дневнике журналист радиостанции "Эхо Москвы" Ксения Ларина. —
Вдруг в этом странном похоронном макияже из фильма полезло все то, на что раньше как-то не обращалось внимание: сценарные и режиссерские несовершенства, нестыковки, упущения, нелепости и удручающая неправда. Картонные интерьеры ресторанов и квартир.
Ряженые уголовники со своими игрушечными "унижениями" пастора. Сижу и думаю: не чухней ли нас кормили 35 лет?"
"Жужжат они, как пули у виска, терзания, страдания, рыдания, — отмечает в своем блоге писатель Сергей Лукьяненко. — На святое покусились. На самое главное. Вот ведь, оказывается, в чем была суть Победы, — в черно-белом Штирлице. В том, что в эпоху черно-белых телевизоров многосерийный фильм сняли на черно-белую пленку. Ведь это же наша священная корова. Мы же никогда не рассказывали анекдотов про Штирлица. Не ржали над "Штирлиц склонился над картой — его рвало на Родину". Не было всяческих юмористических переделок, где идиот ходил среди гестаповцев-идиотов и рассказывал несмешные шутки".
"Я как чувствовал, что с раскраской у советского агитпропа выйдут одни неприятности, — пишет известный в ЖЖ "антипобедист" Доброволец. — Сработанная под "документ" черно-белая агитка в красках начинает проявлять всю кондовость, халтуру и безмозглость. Посмотрите на книжные полки. Там у них, в райхсканцелярии, Брокгауза и Эфрона на русском почитывали, оказывается. Да еще с "ятями". Полиглоты, да".
"Страсти такие кипят — прям диву даюсь, — резюмирует Ксения Ларина, — проводят смешные аналогии: сравнивают то с Венерой Милосской, которой можно руки приделать, то с Давидом, которому можно кое-что прикрыть. "Товарищи, — хочется крикнуть, — спокойнее!" Ну, покрасили. Фильм, конечно, хороший, но не шедевр. И награждать его эпитетами "гениальный" и "выдающийся" я бы поостереглась. Культовым этот сериал назначили мы сами".
Так и хочется добавить, что сами же и решили, что питерско-ГДРовский "Штирлиц" — наш "национальный лидер" и "спаситель Отечества". А как в разгар кризиса заиграли краски, так сразу и открылись у людей глаза, где сладкий в своей черно-белости миф, а где – горькая многоцветная правда.
Журналист и фоторепортер Рустем Адагамов отправился на ее поиски в демянские леса, к поисковикам, где под марши дорогостоящих парадов до сих пор лежат останки тысяч незахороненных красноармейцев.
"Обычно удается установить имя не более чем у одного из ста найденных", — пишет он. И добавляет, что предание земле останков павших за родину до сих пор во многом держится на плечах энтузиастов: "Демянские поисковики тратят свои собственные средства на покупку специального оборудования и техники. Совсем немного помогает администрация Новгородской области – в этом году "демянским" выделили 200 литров солярки, столько же литров бензина и по 30 рублей "суточных" на человека".
Фотокамера "Другого" беспристрастно запечатлела скромные самодельные памятники на могилах убитых и умерших от тифа и голода красноармейцев (в основном так и похороненных неизвестными). А рядом с ними – образцовое немецкое кладбище, на котором фамилии всех павших установлены, а правительство современной ФРГ не пожалело денег на достойное предание земле тех, кто воевал за неправое и преступное дело, но все же был соотечественником. Отмечен и тяжелый, нищенский быт четырех старушек – коренных жительниц этих мест, которым посчастливилось пережить войну. Отдельные комментарии членов "бригад", "работающих" в Интернете, к данному посту показательны: этим людям и фото, и видео покажи – все равно не верят. Да даже плюнь в глаза – все божья роса и клевета на святыню Победы!
Прокремлевских пропагандистов калибром покрупнее возмутило уже не только "опоганивание" окопной правды всякими, понимаешь ли, "либерастами", но… слова самого патриарха!
"Глава РПЦ перед этим сказал фразу кощунственную: "Многие специалисты в области военного дела говорили, что враг был настолько хорошо организован, вооружен, превосходил нас по всем возможностям, что наша победа не может восприниматься иначе, как чудо", —
пишет политолог Максим Жаров. Он указал, что великими потерями, которые понес наш народ в войне с фашистами, он тем самым искупил богоотступничество во времена большевиков.
Вера в чудо (Бога) как элемент работы с паствой — это, конечно, хорошо, но не надо забывать историю… государства, которое тогда было… Следите за своими речами накануне Дня Победы, достопочтенный предстоятель РПЦ. Ваши слова могут быть неправильно поняты паствой", — осуждает патриарха господин Жаров. "Вместо того чтобы добиваться консолидации нации, выступать с провокационным заявлением, которое вполне способно оскорбить значительную часть представителей старшего поколения, в том числе воевавшего в той войне. Да и на молодое поколение воздействующее не лучшим образом", — удивляется сотрудник ФЭПа Павел Данилин.
Выходит, таки прав был прозорливый собиратель и аналитик "компромата" Владимир Прибыловский –
Кирилл в отличие от покойного Алексия действительно не просто активный политик по призванию, но и на полном серьезе "считает духовную власть выше светской", способной светскую же власть поучать.
И потому его избрание, дальнейшее служение принесет защитникам официоза да даже и самим власть предержащим еще немало головной боли.
В этот раз, замечает обозреватель РИА "Новости" Николай Троицкий, Кирилл "словно решил посоревноваться со священником украинской автокефальной церкви Яковом Кротовым", написавшим что "победил 9 мая 1945 года не Сталин, не Брежнев, победил Человек – Человек без Лица, Человек без Имени, Человек Безличный. Страна, в которой решились принести в жертву государству и частную собственность, и семью, и частную жизнь, победила страну, в которой творили зверства ради семьи, частной собственности и государства. 8 мая народы мира празднуют общую победу над нацизмом. 9 мая Кремль и его верноподданные празднуют свою победу над человечностью, личностью, жизнью. И вытаскивают на площадь оружие, чтобы пригрозить тем, кто хочет быть личностью: мол, не надейтесь!"
"Гитлер был послан нам за наши грехи, — ехидно резюмирует публицист Станислав Яковлев, — и Сталин был послан нам за наши грехи. И Ельцин был послан нам за наши грехи — см. жертвоприношение 1993 года. А уж Путин-то с Медведевым — эти безусловно. А патриарх Кирилл, например... Молчу, молчу. Надобно молиться, поститься и слушать радио "Радонеж", это во-первых. Во-вторых, искупать кровью. И рожать, конечно. Чтобы было, кому дальше кровью искупать".
"Две чудовищные вертикали Власти мрачными смерчами опустошали просторы Евразии. Красный зверь и зверь коричневый, — пытается осмыслить наше страшное прошлое активист движения "Оборона". — Вечная память героям. А также негероям и даже трусам, дезертирам и предателям. Всем маленьким и беззащитным человеческим существам, зажатым и перемолотым между двумя жерновами. Красный зверь доводил своих подданных до каннибализма, искал врагов, пытал, расстреливал по "классовому" признаку. Другой, коричневый, морил голодом по признаку семитскому и убивал в газовых камерах по нему же. Один считал недочеловеками тех, кто жил на селе, не давая им даже паспортов, коричневый считал недочеловеками тех, кто жил восточнее. И теперь, зная всю ложь тогдашних средств массовой информации, кто-нибудь даст руку на отсечение, что отличит, где был предатель, а где герой? Матросов — герой или штрафбатовец? Генерал Жуков — гений или кровожадный бездарь, прозванный солдатами "Мясником"? Удивительно, но факт, что при Сталине-"победителе" Дня Победы не отмечалось. Ибо кому, как не современникам было известно, что не было вообще никакого Дня Победы. Был День Конца Бойни".
"Девятое мая — очень для многих праздник личный, дорогой и грустно-радостный, — пишет ЖЖ-юзер uxoraliena. — В последнее время он все больше и больше склоняется в сторону грустного, радость от Победы уходит. И не потому, что не ценим тех, кто воевал, освобождал и жертвовал, а потому, что их число с каждым годом уменьшается. Я в этом году хотела испечь торт к 9 мая и угостить ветерана, участника войны. У меня нет таких знакомых, стала расспрашивать у подруг, друзей в аське, на форуме. Ни у одного нет. Уходит поколение. Практически ушло. Пройдет какое-нибудь десятилетие, и Великая Отечественная война совсем станет историей. Наши дети уже так к ней относятся, как мы относимся к Первой мировой. Ну да, было. Ну да, история. История пишется людьми. Не всегда правильно, не всегда честно, но пишется".
Пошли же нам, Господь, разума наконец-то почтить память погибших соотечественников и отдать долг немногим дожившим до наших дней достойно, без разукрашенных мифов и вранья о войне, без надрывных и оскорбительных для подлинной памяти идеологических клише. И хотя бы найти и захоронить с подобающими почестями последнего погибшего солдата.
Вы можете оставить свои комментарии здесь