Двадцать пятого мая состоялся благотворительный концерт в поддержку политических заключенных "За нашу и вашу свободу". Такого успеха не ожидали даже сами организаторы. В зале на тысячу мест почти не было свободных кресел, многим зрителям приходилось даже стоять вдоль стен. Причем концерт проходил не в камерном Сахаровском центре, не в крошечном кинотеатре! Мест не оказалось в зале одного из крупнейших в Москве Дворца культуры имени Горбунова в Филях, считающемся излюбленной площадкой вольнодумных рокеров и бардов.
Это уже потом организаторы писали в блогах про терзавшие их по ночам страшные сны о пустом зале. И все основания для подобных кошмаров были: ведь, к примеру, на недавние оппозиционные митинги в лучшем случае собиралось три сотни человек, а из них — почти половина журналисты и уже примелькавшиеся "искусствоведы в штатском" с необезображенными особым интеллектом лицами. Даже если протестные акции были посвящены таким животрепещущим для всего общества темам, как, допустим, милицейский произвол, и проводились буквально через несколько дней после расстрела посетителей в московском супермаркете озверевшим майором.
Поэтому организаторы гадали: раз большинство серьезно запугано либо продолжает пребывать в сладостной дремоте, раз люди не реагируют даже тогда, когда их убивают, откликнутся ли они на беду незнакомых им "узников совести" — тех, кто угодил за решетку за свой, по мнению многих, "излишний активизм"? Сомнения не развеивало даже участие таких замечательных артистов, как Виктор Шендерович, Юлий Ким, Александр Филиппенко, Александр Городницкий. Ведь на митингах, знаете ли, иногда и Михаил Борзыкин, и Юрий Шевчук выступали…
Однако уже в фойе "Горбушки" было не протолкнуться — москвичи не прошли мимо чужой беды, восприняли ее как личную боль. Зрители брали заранее отпечатанные буклеты, читали: "В начале XXI века власти Российской Федерации вновь вернули нашу страну к практике политических репрессий, используя как внесудебные механизмы, так и управляемый несвободный суд. В рамках "показательных компаний" фабрикуются дела против ученых, врачей, ветеринаров, менеджеров, военных, верующих… Многим политзаключенным требуется материальная помощь. Одни не имеют средств на защиту в суде, другим недостает лекарств, третьим – самых элементарных вещей, средств личной гигиены, тёплой одежды. Родственники и близкие политзаключенных часто лишаются средств к существованию, не имеют денег для поездок в места заключения. Средства, полученные от этой благотворительной акции, будут направлены на адресную помощь. Отчёт о распределении будет размещен на сайте politzeki.voinenet.ru".
А еще по стенам фойе были развешены листы бумаги с биографиями и приговорами "узникам совести". Обнародованные факты репрессий шокировали даже тех, кто, казалось бы, "разбирается в политике".
"Под каток" угодило 150 одних только членов запрещенной и объявленной экстремистской организации НБП. Почти 60 человек проходит по так называемому "делу ЮКОСа".
А из цепких лап "басманного правосудия" пока удалось вырвать лишь многодетную мать Светлану Бахмину да умирающего Василия Алексаняна – не олигархов, а простых юристов, на месте которых мог бы оказаться любой россиянин, устроившийся на работу в до поры успешную, но ставшую вмиг опальной компанию.
Околокремлевские пропагандисты не раз заявляли: "Вы, "либерасты", только своих стараетесь защищать. Ну, еще разве что примкнувших к вам "лимоновцев". До "простых людей" вам дела нет". Но это ложь. На стенах того же фойе, по соседству с биографией Ходорковского была размещена информация об осужденном левом активисте Сергее Рожкове, о правом Михаиле Клевачеве, о чеченке Заре Муртазалиевой, антифашисте Алексее Олесинове, военнослужащем Сергее Аракчееве и даже о работавшей на "Справедливую Россию" Айгуль Махмутовой. Да, они очень разные. Но все оказались неугодны нынешнему режиму, все оказались его жертвами. Для этих людей собрали за вычетом стоимости аренды зала около 200 тысяч рублей.
Сам концерт получился великолепным, живым. Александр Филиппенко в очередной раз дал нам всем вспомнить, что такое настоящий разговорный жанр. Он читал Довлатова – про спектакль на революционную тематику, поставленный заключенными для заключенных. Ким и Городницкий пели вроде бы старые, но, увы, вновь актуальные вольнодумные песни — антисталинские, антигулаговские.
От злой тоски не матерись —
Сегодня ты без спирта пьян.
На материк, на материк
Ушел последний караван, —
подпевал зал.
Виктор Шендерович вновь поразил собравшихся своим "антивертикальным" юмором и сказал, что многие известные актеры сожалеют, что их поздно поставили в известность – а то и они бы пришли.
Хотя, конечно же,
многим больше всего хочется, чтобы таких мероприятий… больше не было, чтобы попросту в них отпала необходимость за отсутствием новых политических заключенных и чтобы нынешние политзаключенные обрели свободу.
Но по всей видимости, в ближайшее время рассчитывать на это не приходится, и такие концерты будут проходить.
Зрители выражали благодарность организаторам: фонду "В защиту прав заключенных", Союзу солидарности с политзаключенными, объединенному демократическому движению "Солидарность". Наверное, по нынешним временам стоит сказать отдельное спасибо и администрации, работникам ДК имени Горбунова, не побоявшимся сдать зал в аренду тем, цвет чьих знамен вызывает у властей предержащих раздражение. Впрочем, родной филевской "Горбушке", которую многие помнят еще с детских новогодних ёлок, спектаклей и утренников, гражданской смелости традиционно не занимать. Достаточно вспомнить оттепель 80-х, когда директора прочих московских ДК побаивались пускать к себе на сцену небритых-нечесаных рокеров, ехидных бардов. И лишь начальство "Горбушки" не испугалось – на ее сцене первыми спели, пожалуй, все "матерые антисоветчики". И спели тогда, когда еще далеко не все было можно.
В итоге осторожные начальники почти все остались ни с чем — здания многих московских ДК распроданы, сданы в аренду или влачат жалкое существование. И лишь "Горбушка" стала известным брендом в России и за ее пределами. Что лишний раз показывает: тот, кто откликается на чужую беду, в конечном итоге выигрывает. И не только с моральной точки зрения.
Вы можете оставить свои комментарии здесь