Волгоград — один из городов-миллионеров России. Он отмечен только героическим прошлым. Обыкновенный большой город с типичными для всех проблемами "коммуналки". Последние являются порождением нынешней эпохи и заключаются в том, что коммунальная инфраструктура мегаполисов разваливается под гнетом невыплаченных долгов.
Самое интригующее в этой мелодраме насосов и канализационных труб — процесс созревания новых задолженностей при еще непогашенных прежних. Развязка спектакля, в котором заняты на сцене крупные энергетические компании и высокое руководство местной власти, сегодня переносится в зрительный зал — в гущу народа, который заплатил за вход, но теперь ему придется платить еще раз: отдавать долги коммунальщиков энергетикам.
С давних пор пресс-служба администрации Волгоградской области рассылает по газетам материалы о том, как много добра делает для региона нефтяная компания "ЛУКОЙЛ". Возможно, такое внимание нефтяным шейхам российской пробы уделяется потому, что, по официальным данным самой компании, из волгоградской земли "ЛУКОЙЛ" получает около 10 процентов всей своей нефти. Причем себестоимость добычи волгоградской нефти на сегодня самая низкая в России: чуть больше 3 долларов за баррель, что сопоставимо с ценами на Ближнем Востоке при соответственном качестве.
В январе 1997 года губернаторское кресло занял Николай Максюта, который очень быстро завязал тесные отношения как с местными "лукойловскими генералами", так и с самим Вагитом Алекперовым. Между областной администрацией и "ЛУКОЙЛом" было заключено соглашение о партнерстве, и с этого времени "нефтяные" поступления в казну начали стремительно сокращаться.
Более того, вскоре сама область оказалась должником "ЛУКОЙЛа".
Произошло это благодаря знаменитым товарным кредитам алекперовской компании, выделяемым селу на проведение посевных и уборочных кампаний. Зачастую расчетные цены, по которым "ЛУКОЙЛ" отпускает горюче-смазочные материалы в рамках этих кредитов, превосходят цены рыночные. Однако сельхозпроизводители вынуждены идти на это: "живых" денег на покупку топлива у них пока нет, а единственной компанией, допущенной к товарному кредитованию села, является все тот же "ЛУКОЙЛ". И только с ним заключают соглашения подчиненные обладминистрации структуры, ведающие распределением ГСМ. Более того, только эти сделки областная администрация благословляет и гарантирует собственным бюджетом.
От полной идиллии реальность отделяет лишь тот факт, что обнищавшее еще при коммунистах село не способно отплатить за "лукойловское добро". Возникает задолженность, погасить которую, как гарант, обязан областной бюджет.
Под предлогом погашения долга обладминистрация то и дело предоставляет "ЛУКОЙЛу" отсрочки по уплате налогов, фактически являющиеся беспроцентным кредитом, выдаваемым компании:
деньги, с которыми "ЛУКОЙЛ" должен расстаться, остаются в его распоряжении и работают на него.
На селе до сих пор помнят, как в 1998 году бригады "братков" разъезжали по селам и, угрожая расправой руководителям хозяйств, пытались забрать все запасы зерна и подсолнечника в счет долгов ЗАО "ЛУКОЙЛ-Маркет". Это ЗАО, кстати, в те времена возглавлял человек, ранее судимый за грабеж (по некоторым данным, он был связан с одной тюменской преступной группировкой). Все попытки крестьян найти защиту у власти оказались тщетными.
Таким образом, партнерство губернатора с "ЛУКОЙЛом" обернулось для региона огромными финансовыми потерями, усугублением кризиса в сельском хозяйстве и разгулом бандитизма. Для области, но не для ее губернатора: весь город знал, что сын, дочь и зять Николая Кирилловича трудятся в структурах нефтяной компании.
Волгоград сегодня является "коммунальным" исключением если не во всей России, то в Южном федеральном округе уж точно. В городе не хозяйничает ни один частный оператор услуг — коммунальное хозяйство находится полностью в ведении мэрии и муниципалитетов. Это многим не дает покоя, потому что отрасль — головная боль только для городских властей, для всех же остальных она — лакомый кусок. Торги за право владеть "коммуналкой" идут серьезные, и конкурсные суммы давно перешагнули отметку в три миллиарда рублей — именно столько задолжали коммунальщики энергетикам. И чтобы монопольно распоряжаться отраслью, этот долг необходимо погасить.
В последние годы в топливно-энергетическом комплексе ЮФО неуклонно идет консолидирование капиталов нефтяной компанией "ЛУКОЙЛ", правда, главным образом в сфере генерации. В сфере сбыта у нефтяников не столь сильные позиции, и они хотят изменить ситуацию. Самое подходящее место для старта — это Волгоград, который всегда играл ключевую роль на Северном Кавказе.
По данным газеты "Коммерсант", губернатор Максюта подписал и направил в мэрию Волгограда трехстороннее соглашение о "Взаимодействии в сфере тепловой и электрической энергии в г. Волгограде". В этом документе, подписанном также и исполняющим обязанности президента "ЛУКОЙЛа" Равилем Магановым, муниципалитету предлагается выступить третьей стороной в реализации комплекса мер по реструктуризации долга коммунальных операторов Волгограда перед дочерними обществами компании.
Здесь надо отметить, что с июня впервые за последние пять лет управление ЖКХ Волгограда осуществляется непосредственно самим муниципалитетом через муниципальные коммунальные предприятия. До этого коммунальной инфраструктурой города управляли частные компании, которые, как уже было сказано, накопили перед поставщиками энергоресурсов долг свыше трех млрд рублей, из них около двух млрд — дочерним обществам компании "ЛУКОЙЛ".
Интересно, что, после того как в 2008-2009 годах компания консолидировала акции в два своих дочерних общества, оказалось, что эти
два млрд она должна "сама себе". Однако в "ЛУКОЙЛе" уверены, что у муниципалитета есть ответственность за накопление этих долгов и они должны быть погашены из бюджета, то есть кармана местных жителей.
Между тем Максюта заявил, что если мэр Волгограда Роман Гребенников не подпишет трехстороннее соглашение и муниципалитет не начнет работу по реструктуризации долгов, то ни один поставщик не подпишет с муниципальными коммунальными предприятиями договоры поставок энергоносителей. Также стало известно, что в случае неподписания соглашения Гребенниковым до 1 сентября губернатор, возможно, "поднимет вопрос о прекращении полномочий мэра Волгограда из-за его некомпетентности". В мэрии ситуацию, к сожалению, не комментируют.
Отметим еще раз, что обладминистрация начала лоббировать интересы ОАО "ЛУКОЙЛ" в ЖКХ Волгограда в январе: региональные власти уже тогда утверждали, что нефтекомпания сможет более эффективно управлять коммунальной инфраструктурой города. Однако и до этого ОАО уже фактически имело влияние на отрасль через пакеты акций предыдущих коммунальных операторов жилкомхоза: примерно по 30 процентов в каждом обществе ЗАО "РЭС" и ОАО "КТВ" принадлежали нефтяникам.
Вы можете оставить свои комментарии здесь