Начало очередного призыва на военную службу по традиции сопровождается ростом социальной напряженности в обществе. В этом году организация "Солдатские матери Санкт-Петербурга" наряду с традиционной для них работой по защите прав призывников и военнослужащих решила сделать акцент на пропаганду альтернативной гражданской службы. Эта работа не имеет ничего общего ни с классическим пацифизмом, ни с отрицанием необходимости существования армии как таковой. Об этом корреспонденту Каспаров.Ru рассказала один из организаторов пикета в поддержку альтернативной гражданской службы, пресс-секретарь "Солдатских матерей Санкт-Петербурга" Елена Попова.
— Елена, скажите, в чем ваша организация видит сегодня социальную роль и значение альтернативной гражданской службы?
— Наша организация долгое время не занималась темой альтернативной гражданской службы. Мы считали, что это тоже принудиловка, тоже рабство и тоже плохо. Но однажды я побывала на семинаре по альтернативной службе, на котором выступал, в частности, координатор коалиции "За демократическую АГС" Сергей Кривенко. Помимо него на этом семинаре выступали и чиновники. После того как один чиновник сказал, что у них нет задачи пропагандировать альтернативную гражданскую службу, я поняла, что это должно стать нашей задачей.
Я также думала, что альтернативную службу выбирают представители религиозных конфессий или какие-нибудь ортодоксальные пацифисты. Но Сергей Кривенко на семинаре привел примеры заявлений ребят, выбравших альтернативную службу. В одном из них молодой человек написал, например, что не желает служить в армии, которая может быть использована против своего народа.
Поясню, что написано это заявление было в разгар чеченской кампании. Тогда у меня открылись глаза. Молодые люди не желают служить в армии, где попирается человеческое достоинство, где ничего не значит понятие чести! Это ведь тоже убеждения! Причем эти убеждения могут быть разными, даже противоположными друг другу.
Например, один человек говорит, что он вообще пацифист и не может брать в руки оружие. Он вообще может считать, что армия не нужна. Зато другой может считать, что армия обязательно нужна, но она должна быть сильной и профессиональной. Однако суть этих заявлений одна, и заключается она в том, что призывная система безнадежно устарела. Это даже не прошлый, а позапрошлый век.
— Где, на ваш взгляд, смогут служить призывники, выбравшие для себя альтернативную гражданскую службу?
— Каждый год Федеральная служба по труду и занятости вывешивает список организаций, подавших заявки на сотрудников, которые могли бы пройти у них альтернативную гражданскую службу. Это огромный перечень. В нем вы найдете не только санитаров в больницах, дворников и работников, не имеющих гражданских специальностей. Хотя, конечно, таких предложений в списке много.
Я лично разговаривала с мальчиком, недавно окончившим школу и проходящим альтернативную гражданскую службу санитаром в больнице. Он работает с девяти до пяти, его там кормят, у него зарплата семь с половиной тысяч, он живет дома, уже один раз сходил в положенный отпуск. Если он заболеет, то обратится в гражданскую клинику, а не в госпиталь, где ему скажут, что он сачкует, и направят обратно в роту.
Служба эта нелегкая. Но пока человек не определился с тем, чем он будет заниматься в жизни, ничего страшного нет — пусть послужит.
Есть, кстати, в списке и другие специальности, в том числе требующие высшего образования. Есть даже преподавательские должности и разные экзотические рабочие места. Например, должности в цирке или зоопарке. Есть и инженерные специальности.
— Как должно быть организовано прохождение альтернативной гражданской службы?
— Это все прописано в законе. Альтернативная гражданская служба продолжается двадцать один месяц, если только призывник не проходит службу на предприятии, относящемся к военному ведомству. Но, как правило, призывники не хотят служить на таких предприятиях. По идее, проходящий альтернативную службу полностью подчиняется гражданским законам о труде и все трудовые споры тоже разрешает в соответствии с ними. Кстати, если призывник признается негодным по состоянию здоровья к несению военной службы, то он освобождается и от альтернативной гражданской. Это надо знать нашим призывникам — списки болезней абсолютно одинаковые, и освобожденные от призыва не будут служить нигде.
Но тут я должна сказать вот что. В прошлый призыв по Санкт-Петербургу заявления на альтернативную гражданскую службу подали семь человек. Но ни один из них под разными предлогами направлен на эту службу не был. Мы обязательно будем разбираться со всеми этими случаями. Как мне вчера стало известно, пресс-секретарь Ленинградского военного округа Юрий Кленов сообщил, что в нынешний призыв уже пятнадцать человек подали заявления на прохождение альтернативной гражданской службы. Я считаю, что это неплохо. Думаю, что будут подавать заявления и в момент призыва, когда начнутся облавы, и люди поймут, что надо как-то защищать себя. В любом случае я всегда рекомендую желающим обязательно писать такие заявления.
— Однако пятнадцать человек для мегаполиса — это все-таки немного. Чем вы объясняете такое равнодушное отношение молодежи к возможности прохождения альтернативной гражданской службы?
— Небольшое количество заявлений объясняется полным отсутствием информационного поля. То, что у нас существует армейская служба по призыву, знают все. А о существовании альтернативной гражданской службы многие и не подозревают. Мне кажется, что в Петербурге и других городах необходимо организовать пропаганду альтернативной гражданской службы на уличных стендах, щитах, в рамках кампании по проведению социальной рекламы.
— Как относятся к вашей деятельности представители официальных, в частности, военных организаций?
— Официальные органы, исполнительная власть, военные, относятся к нам по-разному. Мы общаемся с ними, в том числе и в судах. Мне кажется, что рано или поздно они поймут необходимость того, что мы делаем и необходимость альтернативной гражданской службы в целом. Был такой момент, когда военкоматы прятались от призывников, подающих заявления на альтернативную службу. Им казалось, что лучше спрятаться, потому что отказ мог стать поводом к судебному иску, а соглашаться военные не привыкли, поскольку, по их мнению, согласие стало бы проявлением слабости и потворством "пацифистским" намерениям призывника.
Сейчас, на мой взгляд, лед тронулся. Я бы на месте военных комиссаров просто настаивала бы на том, что если призывник не выражает особого желания проходить военную службу, то он должен написать заявление на альтернативную гражданскую службу. Глядишь, тогда и уклонистов было бы меньше, и на альтернативную службу народ потянулся бы. Это произойдет, когда люди увидят, что пройти службу на "гражданке" вполне даже реально.
Вы можете оставить свои комментарии здесь