Информационный ажиотаж вокруг пожара в пермском кафе "Хромая лошадь" совершенно затмил освещение другой недавней катастрофы — крушения "Невского экспресса". По мнению некоторых экспертов, власти воспользовались трагедией в Перми, чтобы отвлечь общественность от якобы теракта на железной дороге. Тем не менее крушение "Невского экспресса" довольно загадочно. В Интернете можно найти много версий катастрофы. В частности, по-своему объясняет происшествие директор петербургской научно-технической фирмы "Геофизпрогноз" Адам Гликман, который более тридцати лет занимается изучением и прогнозированием техногенных катастроф с помощью геофизического метода спектральной сейсморазведки. Мы решили поговорить с ним о возможных причинах крушения "Невского экспресса".
— Адам Григорьевич, почему вы не поддерживаете версию теракта?
— Думаю, прежде чем ответить на ваш вопрос, необходимо пояснить, что наш метод спектральной сейсморазведки основан на экспериментальных данных, которые опровергают устоявшиеся представления о непоколебимости земной тверди. Эксперименты показывают, что Земля является совокупностью колебательных систем, а следовательно, возможно явление резонанса, когда собственная частота колебательной системы совпадает с частотой внешнего техногенного воздействия. Всем хорошо известна история с мостом, который рухнул, когда по нему прошел в ногу строй солдат. Частота ударов каблуками совпала с частотой одной из колебательных систем моста. Так вот, такие резонансные явления можно наблюдать и на отдельных участках земли. В 1999 году наша фирма работала по заказу головной организации по проектированию железнодорожных путей ГУП "Мосжелдорпроект" на участке Москва — Красное. Мы провели измерения на нескольких участках дороги, и под городом Гжатском (ныне Гагарин) обнаружили участок, где поезд без видимых причин может порваться пополам. Оказалось, что именно на этом участке действительно происходили такие аварии.
— Какие в результате были приняты меры?
— От наших работ отказались. Дело в том, что мы результаты своих исследований представили на семинаре "Мосжелдорпроекта", в котором приняли участие научно- исследовательские институты РАО "РЖД". Я выступил, все покивали головами, а потом они пошли к министру и пожаловались, что почему-то привлекаются структуры со стороны, а их игнорируют. В результате, дали по башке этому директору "Мосжелдорпроекта", а мой отчет, по всей видимости, положили под сукно.
Тем не менее я стал собирать информацию обо всех случаях подобных крушений поездов. Например, в 2005 году под Ржевом порвался поезд, который вез цистерны с мазутом. Произошла большая экологическая катастрофа, люди не пострадали. На месте аварии были обнаружены порванные рельсы и воронка, куда провалились шпалы, но взрыва не было. Прибывший на место происшествия заместитель министра сказал: "Ну, тут без высших сил не обошлось". После чего я стал писать статью "О некоторых типах железнодорожных аварий", и пока я собирал материал, за тот период на территории России произошло 9 таких аварий. В 2007 году произошло именно такое крушение "Невского экспресса". Так что я этот эпизод также включил в свою статью. Более того, когда милиционеры оказались через несколько минут на месте аварии, они сказали: "Не, это не взрыв, потому что нет запаха". Буквально через некоторое время в прессе стали раскручивать версию, что там произошел взрыв, найдены какие-то провода, потом поймали кавказцев и т. д. Так вот, я считаю, что виновниками нынешней трагедии с "Невским экспрессом" являются те, кто тогда солгал.
— По каким признаком можно определить, что произошла техногенная авария, связанная с резонансным явлением?
— Самыми ценными свидетелями являются люди, которые не понимают, что стоит за их словами. Так, проводники "Невского экспресса" в 2007 году говорили, что перед крушением началась такая тряска, что они стали прощаться с жизнью. Это верный признак резонансного явления. Какая может быть тряска перед взрывом? Перед крушением произошло увеличение вибрации во много раз. Вагоны начинают трястись, а потом — бах, удар, и все прекратилось. Воронка была, и был удар.
Совершеннейшая аксиома, что при теракте должны быть запах и следы от взрывчатого вещества. На этот счет следователи и криминалисты молчат, тогда как, защищая официальную версию, они должны были кричать про эти доказательства.
— Зачем, на ваш взгляд, власть уцепилась за версию теракта?
— Очевидно, так выгодно непосредственно силовикам. Это повод для получения новых звездочек. Они же кого-то уже поймали и точно кого-нибудь посадят.
— Какие меры, на ваш взгляд, необходимо было принять для предотвращения аварии?
— Главное — не допустить резонанса, а его вероятность зависит от скорости движения поезда. Соответственно, надо было просто изменить ее на этом участке, ввести какие-то ограничения. После крушения "Невского экспресса" на наш сайт поступало до тысячи обращений в день. Один пользователь сделал выборку, сколько всего подобных аварий произошло в мире. В настоящее время их можно считать наиболее частыми. Во всем мире рвутся поезда, и никто не задается вопросом, почему. А ведь точно такая же тряска случилась и перед аварией на Саяно-Шушенской ГЭС. Это характерное явление на объектах, которые при работе вибрируют. Именно так развивается резонансный горный удар. В какой-то момент начинает учащаться вибрация, и увеличение ее амплитуды идет до тех пор, пока что-то не выдерживает: либо срывает генератор с креплений, либо мгновенно, взрывоподобно образуется воронка.
— Почему же тогда ваши исследования не востребованы?
— Дело в том, что нельзя произносить слово "резонанс" применительно к земной толще, потому что принято считать, что в земле нет колебательных систем. Сейчас это является господствующей точкой зрения, и на этом стоит вся традиционная сейсморазведка. Мои доказательства того, что земля — это совокупность колебательных систем, отрицаются. Хотя как можно отрицать объективно существующий физический эффект, мне непонятно. Принято считать, что в области сейсморазведки российская наука впереди планеты всей, во многих странах работают выпускники наших вузов. А 95 процентов геофизики — это сейсморазведка. И хотя она дает нулевой результат, на наши предложения следует агрессивная реакция. Агрессия — верный признак того, что человек неправ. Я же ничего никому навязывать не собираюсь, я предлагаю на любом участке провести исследования земной толщи разными методами, а затем обсудить результаты, чтобы убедиться в правдивости того или иного метода. Но это невозможно. Потому что если такие испытания провести публично, то на этом сейсморазведка завершит свое существование.
— Так что же, так и будет все рушиться?
— Рост энергетики, увеличение скоростей поездов не остановить. Но при этом будет расти и уровень вибрации, а следовательно, будет увеличиваться количество техногенных катастроф резонансного типа. Статью об аварии 2007 года я писал по заказу журнала "Жизнь и безопасность", в редколлегию которого входит министр по чрезвычайным ситуациям. Не отреагировав на нее, он взял грех на душу за последнюю аварию. Думаю, что это как раз тот вопрос из области физики, на который должны отвечать политики.
Вы можете оставить свои комментарии здесь