Год-полтора назад, когда мировая экономика находилась в острой фазе кризиса, активными были дискуссии по поводу того, по какому сценарию будет развиваться мировой экономический кризис. Много говорили и о вероятности второй волны кризиса.
Потом эти разговоры поутихли. Власти, хоть и делали реверансы типа
Предпосылки же эти на самом деле никуда не исчезали. Более того, было бы крайне удивительно и необъяснимо, если бы было наоборот. Эти предпосылки, можно сказать, устойчиво формировались. Нынешний мировой экономический кризис — это кризис спекулятивной модели экономики. Именно спекулятивная перегретость фондового и других рынков активов и привела в конечном итоге к их обвалу.
Как стали в мире бороться с кризисом? Деньгами, большими деньгами! Немудреный такой метод:
И вот ситуация: модель экономики осталась прежняя — спекулятивная, а деньги вбухали огромные. Естественно, все это пошло на надувание новых пузырей на самых разных рынках активов. Да, наступила некая стабилизация, но в конечном итоге экономика, как и осенью 2008 года, оказалась вновь
Сначала происходит коррекция на фондовом рынке и на рынках сырьевых активов. Это мы сейчас и наблюдаем. Китайские фондовые индексы, к примеру, от максимальных значений начала 2010 года к середине текущего года потеряли 20%. Российский РТС продемонстрировал более чем 15-процентное падение, но не с начала года, а буквально за последний месяц с небольшим. Американский
В общем, ситуация примерно развивается так, как летом — осенью 2008 года. Но есть и отличие — это валютная нестабильность, вызываемая динамикой евро. Знаковое событие последнего времени — решение министров экономического развития и финансов стран ЕС о запуске
Казалось бы, как здорово, какие огромные ресурсы готовы затратить на поддержание финансовой стабильности в Европе. Но положительный эффект от данной новости был отыгран буквально за сутки. Потом снова нестабильность фондовых индексов, снова евро падает.
Почему так? Ведь хорошая же новость?
А просто решение о создании фонда на 750 млрд евро — это одновременно и признание того, что ситуация, оказывается, много хуже, чем думали раньше. И, как только осознание этого начало приходить, негатив на рынках вернулся.
В истории уже были, и неоднократно, подобные ситуации. Но
"Доигралась" Европа с наращиванием госдолгов. На сегодня десять стран еврозоны имеют госдолг выше предела, установленного Маастрихтским соглашением, — 60%.
Откуда такие долги? Попросту говоря, жили не по средствам. Показателен, к примеру, такой факт: в Португалии размер пособия по безработице составляет 532 евро в месяц, а средний размер зарплаты по имеющимся вакансиям — 523 евро в месяц. Ну и зачем работать? Или вот еще. Выше уже упоминался тот факт, что продажи автомобилей в Европе в апреле заметно снизились, а вот в Испании и Португалии они выросли более чем на 30%
Что теперь? А теперь кризис. Причем теперь-то уж точно
Кто еще не успел их полностью израсходовать
Опустошив Резервный фонд, будем так же, как все? Нет, в России ситуация будет хуже. Потому что в 2009 году государство взяло на себя явно завышенные социальные обязательства. Их снижать, когда через год и через два выборы, невозможно!
Нет, конечно, можно попробовать, но, я думаю, даже до этого дело не дойдет. Вот в Греции пытаются не то что пенсии и пособия снизить, а 13-ю и 14-ю зарплату госслужащим. А страсти уже кипят. Значит, будем обескровливать экономику, будем повышать налоговую нагрузку, будем занимать. А это способно только углубить кризис.
А МЭР продолжает пересматривать прогнозы по росту экономики в сторону повышения…
Апрельские данные по росту промпроизводства в России на 6,9% не должны вводить в заблуждение. Во-первых, потому что есть очень серьезные претензии к новой методологии расчета этого показателя Росстатом. Во-вторых, в сентябре 2008 года промпроизводство, помнится, тоже выросло более чем на 6%, а потом было стремительное падение.
И все-таки досадно. Можно было избежать этой самой
Статья опубликована на сайте Газета.Ru