Много лет назад, будучи советским школьником, я раздумывал, не поступить ли мне в Московский авиационный институт (МАИ), который был рядом с домом. И я отправился туда на день открытых дверей. (Позже я поступил в другое место.)
Вел мероприятие иронично настроенный нестарый профессор, явно подшофе. Было отчетливо видно, что главная задача профессора — как-нибудь побыстрее свернуть собрание. На вопрос, какие специальности получают в МАИ, он ответил скорострельно, не моргнув глазом:
— Наш институт заканчивали певица Майя Кристалинская, кинорежиссер Элем Климов, дипломат Леонид Замятин. Какие еще вопросы будут?
Примерно так же поступил недавно помощник президента РФ по экономике Аркадий Дворкович. Отвечая на вопрос западного бизнесмена о том, какого рожна инноваторы со всего мира должны переться в русский инноград "Сколково", которого пока что не существует в природе, Дворкович сказал:
— Там (в Сколкове) будут лучшие гольф-поля, концертные залы, рестораны - там все будут встречаться!
Я не спрашиваю, при чем здесь наука и инновации. Это и так понятно. Раз и навсегда.
Но некоторые вопросы все же остаются. Например, такие.
1. Известно, что в Москве, рядом с которой находится пресловутое Сколково, нет культуры еды. Поскольку наши люди в основном ходят в рестораны не для того, чтобы есть. А скорее чтобы потусоваться (на других посмотреть и, главное, себя показать). Соответственно, у большинства клиентов дорогих ресторанов имеет место атрофия вкусовых рецепторов. Потому они не в состоянии отличить хорошую кухню от плохой. Отсутствие спроса рождает отсутствие предложения. Давно известно: если московский ресторан крут и пафосен, то есть (кушать) в нем скорее всего невозможно. Как будет решаться эта проблема в рамках Сколкова? На какую кухню (какие кухни) будет сделан упор? Привлекут ли к сотрудничеству всемирно известные гастрономические бренды? Если да, то какие? Как планируется решать проблему завоза свежей (действительно свежей) рыбы, а также устриц? Не рассматривается ли вопрос о создании в в близлежащем аэропорту "Внуково" особого гастрономического терминала (который мог бы называться "Внуково-4" или просто "Внуково-Г")?
2. Почему упор делается на такой вид спорта, как гольф? Некоторые социологические исследования показывают, что среди профессиональных инноваторов все более популярным становится настольный хоккей. В связи с этим: не предполагается ли построить в Сколкове настольный ледовый дворец? Чтобы создать дополнительные стимулы для инновационных инвесторов, настольных хоккеистов можно было изготовить из яшмы и малахита, а шайбу из твердого сланцевого газа (как сейчас модно).
3. Также непонятно, почему не уделяется достаточного внимания развитию в иннограде шахмат — любимого вида спорта г-на Дворковича и его партнеров. Ведь Сколково - идеальное место для размещения штаб-квартиры ФИДЕ и реализации проектов по популяризации/коммерциализации шахмат, описанных вот здесь. Кстати: недавно по инициативе г-на Дворковича председателем правления Российской шахматной федерации был назначен один московский пиарщик, ранее известный в качестве неформального кассира бывшей телепрограммы "К барьеру!" (НТВ). Есть основания для уверенности, что, используя свой прошлый опыт, новый руководитель РШФ легко смог бы собрать по $500 000 с рыла инноватора на развитие шахматной среды в иннограде "Сколково". И инноваторы еще спасибо скажут. Что с них больше не попросили.
4. В законопроекте об иннограде "Сколково" написано, что инноваторы не смогут покидать его заповедную территорию без специального разрешения миграционной службы. В сущности это правильно: учитывая смертельные пробки в окружающей местности, ни один инноватор все равно выбраться бы из иннограда не сумел. Так что нечего и пытаться (нервы портить и т.п.). Однако президент РСПП Александр Шохин справедливо заметил, что в таком случае среднестатистический инноватор так и не сможет за всю свою жизнь в "Сколкове" посетить Большой театр. И это тоже правильно, точнее, неправильно. То есть то, что говорит Шохин, правильно, а что нельзя в Большой театр - неправильно. Учитывая, что: а) реконструкцию Большого театра ведут структуры братьев Магомедовых и Давида Каплана, поразительно не чуждые помощнику президента Дворковичу; б) реконструкция романтически затягивается; — не разумно ли рассмотреть вопрос о том, чтобы снести Большой театр на старом месте и построить его точную копию в иннограде "Сколково"? (Схожая методология была применена недавно к гостинице "Москва", хотя ее почему-то все-таки оставили на старом месте. Хрен ее знает почему.) К тому же: фасад Большого театра, как известно, украшает квадрига. Потому новый объект можно было назвать также "Театр четырех коней" и объявить его логистическим центром мировых шахмат (по совместительству).
5. Дополнительный вопрос: исходя из того, что "Сколково" хочет работать с быстро растущими и самораскручивающимися брендами, не стоит ли назначить концертным директором иннограда известного пианиста и дирижера Михаила Плетнева? По данным поисковой системы Google, фигура Плетнева сейчас привлекает максимальное внимание мирового инновационного сообщества, количество упоминаний музыканта в СМИ и блогах растет в геометрической прогрессии.
Наконец, почти последний вопрос.
6. Исходя из опыта г-на Дворковича и его бизнес-партнеров: если инноваторы, которые приедут в Сколково, начнут не совсем конструктивно себя вести, их будут убивать, как первого зампреда ЦБ РФ Андрея Козлова? Или на определенных условиях им сохранят жизнь? Можно ли прописать эти условия в законе об иннограде "Сколково" — для большей уверенности иностранных инвесторов? Думаю, что быстрые и убедительные ответы на эти вопросы помогут сотням бизнесменов, раздумывающих ныне о грядущем путешествии в Сколково, отбросить сомнения и начать собирать чемоданы. С теплыми и иными вещами. На выход.
Отдельно хочу заметить, что инноград "Сколково", еще не возникнув, уже решает многие задачи российской модернизации. В первую очередь в области формирования модернизационной терминологии и брендятины (системы брендов). Так, в словарь русского инновационного языка уже уверенно вошел глагол "смодерниздить". А само Сколково быстро становится географическим именем нарицательным — как "панама".
Так или иначе, пожелаем иннограду успеха.
Статья опубликована на сайте Грани.Ru