Поистине иногда кажется, что наше официальное телевидение занимается организацией "сеансов саморазоблачения". Выступающие в эфире "агитаторы" уверенно и убедительно разоблачают только сами себя, а заодно и то дело, за которое они будто бы ратуют.
В определенной степени это является грустным свидетельством объективного процесса, который заключается в снижении профессионального уровня официальных средств массовой информации в условиях авторитарного общества.
Перефразируя одного из самых известных диктаторов минувшего столетия, сегодня можно сказать, что диктатуре не нужны умные журналисты, ей нужны послушные исполнители.
Показательно, что, словно в подтверждение этой догадки, недавно было объявлено о закрытии на канале НТВ проекта "Своя игра", который выходил в федеральном эфире в течение восемнадцати с лишним лет, с апреля 1994 года. Десять лет назад эта передача была удостоена премии "ТЭФИ" в номинации "Телевизионная игра", а два года спустя ее бессменный ведущий Петр Кулешов получил такую же бронзовую статуэтку в номинации "Ведущий телевизионной игры".
Ее называли "самой интеллектуальной передачей российского телевидения". Видимо, поэтому сегодня она оказалась не нужна. Ни продюсерам, ни зрителям, ни, уж тем более, руководству каналов.
К тому же в "Своей игре" уже давно не принимает участия один из патриархов интеллектуальных шоу Анатолий Вассерман, признанный в 2004 году "лучшим игроком десятилетия".
Правда, на телевидении Анатолий Александрович остался, причем на том же канале НТВ. Но играет он уже в совершенно "чужие игры". Которые, увы, совершенно не соответствуют его интеллектуальному потенциалу.
Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть какой-нибудь из выпусков нового проекта канала под названием "Реакция Вассермана" и прислушаться к высказываниям бывшего мэтра.
Формат нового шедевра НТВ несложен и не нов. В течение получаса экс-знаток (Анатолий Вассерман — перед телевизором) и политолог (журналист Егор Холмогоров — на фоне державных символов российской столицы) комментируют наиболее актуальные, на их взгляд, события прошедшей недели.
Для того чтобы понять уровень этой, с позволения сказать, дискуссии, особых комментариев не требуется. Достаточно обратиться к прямой речи наших персонажей.
Так, в одной из недавних программ Анатолий Вассерман заявил, что (цитирую по собственной записи) "ничтожное меньшинство "белоленточников" вещает на весь мир, пропагандируя свои либеральные идеи".
Не секрет, что господин Вассерман не любит оппозицию и шибко тоскует по "добрым старым временам". Это его полное право. Но реализация своего права подразумевает хотя бы намек на объективность. С этим дела обстоят неважно.
Видимо, у Анатолия Александровича стало в последнее время плохо с арифметикой. Поскольку, если память мне не изменяет, на последних парламентских выборах правящая партия "Единая Россия" набрала по стране, только по официальным данным, 49 процентов голосов, причем в Москве "медведи" получили 46, а в Санкт-Петербурге всего 35 процентов голосов избирателей. То есть
с определенной, конечно, долей условности к оппозиции можно отнести более пятидесяти процентов россиян, принявших участие в выборах.
Господин Вассерман оказался, таким образом, в другой половине. Это, повторяем, его право, и это нормально. Ненормально и непорядочно то, что он записал в "ничтожное меньшинство" более половины населения своей страны, тем самым наглядно продемонстрировав свое презрительное к нему отношение.
Я уже не говорю о том, что ненавистную для Вассермана белую ленточку сегодня с гордостью носят и социалисты, и коммунисты, и националисты, а отнюдь не одни только "либералы", как пытается заверить нас Анатолий Александрович.
Процитирую еще одну замечательную фразу. Как утверждает господин Вассерман, "те, кто не хочет кормить свою оборонную промышленность, будут кормить чужую оккупационную армию".
Мы не говорим тут о дремучести и пещерности самого этого тезиса. Здесь речь о другом. О том, что наша "оборонка" называется все-таки "промышленностью". Это означает, что "кормить" себя она должна сама. Конечно, в том случае, если выпускает качественную, современную и конкурентоспособную продукцию.
Если же продукция отвратительна, архаична и никому не нужна, то такая отрасль превращается из собственно промышленности в "дармоеда" и нуждается в коренном реформировании. Упорное подкармливание "дармоеда", к которому призывает нас Вассерман, на юридическом языке называется государственным преступлением.
Наконец, поистине удивительно звучит тезис Вассермана о том, что "наши "националисты" расплачиваются за свой патриотизм".
Слово "националисты" не просто так взято в кавычки, поскольку Анатолий Александрович, не знаю, случайно или намеренно, употребил его не совсем верно. Дело в том, что обычно под этим словом подразумевают тех, кто любит свой народ и гордится им. Как уже говорилось выше, настоящие националисты сегодня выходят на "Марши несогласных".
Но Вассерман, видимо, имел в виду не националистов, а шовинистов, то есть тех, кто ненавидит другие народы. Косвенно его поддержал Егор Холмогоров, который одновременно выдвинул тезис о необходимости введения визового режима с бывшими азиатскими республиками Советского Союза и пару раз настойчиво повторил, что "в чужой монастырь со своим уставом не ходят".
Наверное, такая позиция тоже имеет право на существование. Но, похоже, ведущие не договорились друг с другом. В результате чего возникла явная нестыковка. Ведь в той же программе Анатолий Вассерман утверждал, что "коммунизм является будущим человечества". А ранее в одном из своих выступлений высказывался на тему неизбежности "воссоздания единого государства на базе Евразийского союза и попытки Запада воспрепятствовать этому путем организации "оранжевого бунта".
Так что нас все-таки ожидает? Неизбежность воссоздания единого государства? Или введение визового режима с ненавистными и чуждыми русскому духу государствами Центральной Азии? Евразийство или самоизоляция? Разберитесь между собой, господа, пожалуйста.
Если же говорить серьезно, то это вопиющее несоответствие лишний раз показывает несостоятельность и противоречивость аргументации, которую использует в своей пропагандистской работе наше телевидение.
Получается, что в рамках, поставленных форматом, эрудит Вассерман и журналист Холмогоров не в состоянии внятно и без противоречий обозначить свою позицию.
Не означает ли это, что заявленные позиции изначально неверны, а предлагаемые нам тезисы — ложные? Во всяком случае, такой вывод напрашивается. Пусть и невольно.
Можно, конечно, допустить, что так все и задумывалось заранее. Что на телевидение проникли коварные "белоленточники" и "иностранные агенты", которые специально "ставят на конвейер" примитивные агитки или заставляют уважаемых людей с умным видом говорить явные глупости с целью дискредитации "великой государственной идеи".
Но в это, согласитесь, верится с трудом.
Вы можете оставить свои комментарии здесь