На этой комиссии администрация СИЗО решает, поддержать ли твое ходатайство об условно-досрочном освобождении и дать ли тебе для суда, который будет рассматривать вопрос об УДО, положительную, либо отрицательную характеристику. Первичное решение до комиссии выносит совет воспитателей. А я сижу в этой комиссии, задаю вопросы и высказываю мнение.

Что нужно для того, чтоб комиссия твою кандидатуру на УДО поддержала? Иметь поощрения и не иметь взысканий. Возмещать потерпевшим ущерб, если по твоему делу есть ущерб (а большинство претенденток — это 159 статья УК, мошенничество). Чем больше выплатишь — тем лучше.

Вот одна женщина уже выплатила 34 тысячи сама, 17500 выплатили родные, осталось всего-то 3 миллиона 350 тысяч... Зато она хорошо влияет на молодежь, и это — плюс для УДО.

Еще надо иметь выписку из домовой книги, что есть, где жить, и справку от будущего работодателя и центра занятости, что найдешь себе работу. И социальные связи — чтоб к тебе приезжали, чтоб писали письма...

Женщину на УДО рекомендуют. И еще одну, лучшего повара, которая только и может справиться с одной сложной девушкой в хозотряде, хотя и у нее есть недочеты: молоко как-то прокисало.

Да, это всё — хозотряд. Следовательно, надо хорошо работать. Мыть, шить, выращивать растения, стирать, готовить. Я бы не справилась: всё это я не умею или умею не очень хорошо. Да и с социальными связями у меня как-то неважно...

Одной женщине отказывают, несмотря на наличие маленького ребенка. Я голосую "за", но я — в меньшинстве. Упертая, говорят, не слушает, что ей говорят, всё делает по-своему. Говорили: не сыпь удобрение поверх цветов — сыпала. Села за швейную машинку, не имея навыков — сломала машинку и испортила ткань. Да и в счет погашения ущерба переводит не всю зарплату (а зарплата в отряде хозобслуги — начиная с 5 тысяч рублей).

Она говорит: у меня ребенок, мне деньги будут нужны на первое время... Отвечают: ребенок — это святое. Но в рекомендации всё равно отказывают.

Еще отказывают мужчине. Уснул на работе — у него журнал утащили.И — у него есть взыскания: выговор и даже одно водворение в ШИЗО. За отказ от работы, хоть он сам говорит, что за драку.

Плюс пропустил время окончания свидания с женой, не может ужиться с другими заключенными хозотряда. Вроде и старается — но "на последнем дыхании" всё срывается. Притягивает к себе всякие неприятности. А поощрение было одно — за участие в концерте...

Говорят: старайся,работай над собой. Пока совет считает, что осужденный нуждается в дальнейшем отбывании наказания... Дальше перед комиссией предстают девушки, желающие остаться на работах в хозотряде.

В этом отказали участницам группы "Пусси Райот": говорят, что в отряде не было мест. Сейчас места есть, и женщины на них претендуют. Говорят, что работы не боятся, и тяжелой — тоже, готовы сгребать снег.

Девушка молодая, по образованию - журналистка. Сбила на машине человека со смертельным исходом. Хочет работать. Ее принимают в хозотряд. Обещает стараться. Другая девушка, мошенничество. У нее проблемы — взыскание "за холодильник". Холодильник сломался, обещали новый, но не несли.

И половина большой камеры вечером не вышла в коридор на вечернюю поверку. Остались сидеть на кроватях — типа забастовки. Хоть сотрудники СИЗО их упрашивали выйти, жаловались, что домой надо. Итог — выговоры всем забастовщицам. Зависает тишина. Я понимаю, что надо что-то сказать, говорю: но вы же раскиваетесь? Конечно, конечно, — отвечает девушка. "Мы же не изверги..." — говорит руководительница СИЗО.

Девушку тоже принимают в хозотряд. Она не поедет в колонию. Судьба еще двоих под вопросом. Одна дама, выпив совсем чуть-чуть, всего три рюмочки, врезала бутылкой по голове своему сожителю, который, говорит, был алкоголик и наркоман и ее избивал.

Вторая — опять мошенничество. Их дела рассмотрят после кассации и примут в отряд, если будет место.

Еще одну в отряд принимают. 20 лет, неоднократные кражи. Спрашивают: чего не поедешь в колонию, где можно не работать? Говорит: работать хочу, не могу на месте сидеть...

Какая из этого мораль? не знаю... Вроде, и комиссия доброжелательна, и пытается быть объективной, но в целом к осужденному относятся, как к неразумному ребенку.

Не груби. Шей варежки. Нормально ухаживай за цветами. Тогда — поощрение. Нет — выговор. На уровне примитивных рефлексов. Но можно ли этим шитьем варежек исправить человека, сбившего пешехода за рулем? А того, кто, защищаясь, ударил сожителя бутылкой? Я не говорю о мошенничестве, у одной из осужденных было вообще мошенничество безо всякого ущерба.

Как вообще исправить взрослых людей? Вот у кого-то конфликтный характер. И поэтому он будет сидеть. Но от этого как вылечить? В свободной жизни — ну конфликтный характер, ну и ладно. В стенах СИЗО это становится основополагающим. И еще умение печь хлеб, мыть стены, выращивать растения...

Анна Каретникова

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены