Представьте себе, что вооружённые террористы взяли в заложники автобус с детьми в центре города. Кто-то из прохожих, конечно, позвонил в полицию.

"Сейчас специально обученные профессионалы приедут и разберутся", — сказал он, выходя из телефонной будки. Но тут кто-то начинает голосить на всю улицу: — Вы воюете с террористами, жалуясь в полицию! А надо думать, как детям помочь! Другой прохожий надрывается: — Правильно! Террористы и не должны действовать под указку полиции! Третий, брызгая слюной и потрясая кулаком: — Тот факт, что вы позвонили в полицию, означает признание вашего же собственного бессилия! Это — признание отсутствия поддержки! С балкона вопит ещё один, потягивая пивко: — Да, чёрт возьми! Сами боритесь за свои права! Кто-то даже засомневался под таким напором: — А может и впрямь — зря мы полицию вызывали? Большая глупость — считать, что она нам поможет! — Точно! Да мало ли, как террористы отреагируют! Может пострадать ещё больше простых граждан! Не надо их озлоблять! — Да! И вообще — это наше внутреннее дело!

Наконец, громогласное: — Вы все здесь — предатели! Вы пишете письма турецкому султану! Вы свои проблемы хотите решать руками других!

Это всё — о ситуации с петицией о включении в список Магнитского всех, кто был причастен к запрету усыновления российских сирот американцами. Скорее всего, ответ на неё будет формальным — ибо вряд ли нынешняя администрация США пойдёт на то, чтобы включить подавляющее большинство депутатов Госдумы в список Магнитского. Вся эта история, однако, весьма полезна в информационном плане, потому что американские СМИ могут заинтересоваться — а почему это десятки тысяч граждан России подписывают петицию к американским властям с просьбой заблокировать российским депутатам въезд в Америку, а также арестовать их активы?

Ведь немыслима же обратная ситуация — чтобы американские граждане обращались к Путину с аналогичной просьбой в отношении своих конгрессменов.

Это что же нужно такое сделать, чтобы довести граждан своей страны до подобного? Кем надо быть?

Конечно, первый же вопрос, который у рядовых американцев может возникнуть в таком случае — а почему это русские не обращаются с петициями, в первую очередь, к своим органам власти? И получат ответ, что они-то обращались, и "Новой Газете" даже удалось собрать 130 тыс. подписей против одиозного законопроекта, однако спикер Госдумы, член партии "Единая Россия" Нарышкин всё равно поставил законопроект на голосование, проигнорировав их мнение, хотя и пообещав вернуться к этому вопросу после Нового года — то есть, уже после принятия данного закона, когда это заведомо не будет иметь никакого значения.

Более того, проблема ещё и в том, что у граждан России уже, вероятно, в принципе не осталось никаких возможностей в правовых рамках влиять на собственные власти. Зато им известно, что на конкретных, особо патриотичных чиновников РФ могут влиять США и ЕС, если те не позволят им въезжать на свою территорию и арестуют их честно нажитые активы, патриотично размещённые за рубежом. И если петиция на американском сайте наберёт тысяч сто голосов, или более — это, теоретически, может стать значимым информационным поводом в США, и тогда это может повлиять на общественное мнение, причём уже не только в США — но и в Европе, а там как раз готовятся принимать свой аналог американскому списку Магнитского.

Будет очень хорошо, если иностранные граждане — простые люди — как следуют задумаются, а почему это русские требуют ограничить въезд своих же депутатов в западные страны? Возможно, это заставит их погрузиться в изучение вопросов о том, как реально обстоят дела в России, а узнав это — они уже спросят со своих депутатов и правительств — почему это те позволяют таким плохим парням перемещаться по территории Европейского Союза и Соединённых Штатов, располагать там многомиллиардными активами, счетами, почему это их дети обучаются в швейцарских и британских колледжах и университетах? А может быть, лучше было бы разворачивать депутатских жён прямо в Хитроу, когда те в очередной раз прилетят на выходные из Москвы, чтобы как следует насладиться зимним лондонским шоппингом?

Перед Рождеством это было бы, кстати, особенно эффективно. А то ведь не удивлюсь, если немалая доля депутатов, с пеной у рта приняв закон о запрете усыновления российских детей американскими гражданами, а после этого закрыв сессию Госдумы, весело укатила в Европу или в те же самые Штаты на каникулы. А зачем им это позволять? Пусть отдыхают в России, это патриотично. И дело тут далеко не только в запрете на въезд и аресте активов. Даже оставаясь в России, каждый, кто попадёт в список Магнитского, будет испытывать серьёзные проблемы.

Процитирую недавнюю статью из The New Times: "...закон наглухо закрывает для них финансовую систему США, а вместе с ней возможность размещать свои деньги в большинстве международных банков, где бы ни находились их офисы, да и вообще пользоваться долларом как платежным средством.

Все транзакции в иностранной валюте проводятся через клиринговые центры страны-эмитента. "Если у вас есть долларовый счeт, скажем, в Альфа-Банке, физически эти доллары находятся не в Москве, — объясняет Иван Черкасов, партнер компании Hermitage Capital, — Альфа-Банк держит их на своем корреспондентском счете в американском банке, к примеру, в Bank of New York, у которого, в свою очередь, есть счет в Федеральной резервной системе США, являющейся аналогом ЦБ".

При проведении платежа в пользу третьего лица или простой оплате кредитной картой, привязанной к долларовому счету, эти средства пройдут через территорию США, так что ФРС увидит имя плательщика и в случае наличия соответствующего распоряжения американского Минфина деньги будут заблокированы до выяснения обстоятельств. То же самое касается и компаний, принадлежащих фигурантам Списка Магнитского. Не важно, зарегистрированы ли они в офшоре или же ведут реальную деятельность в России — о долларовых транзакциях, а с возможным принятием аналогичных законов в Европе, о евро и фунтах стерлингов придется забыть. ...Список Магнитского — открытый документ. Любой банк при приеме нового клиента проверяет его как в закрытых международных системах, к примеру, World Check, так и в открытых источниках, — объясняет Иван Черкасов. — На фамилиях фигурантов списка уже стоит соответствующая пометка, так что любой уважающий себя банк просто откажет им в открытии счетов или вежливо попросит закрыть уже имеющиеся".

По словам Черкасова, раньше большинство отмываемых денег из России шло по стандартному пути: Россия — бывшие союзные республики, такие как Молдова, Латвия, Литва и Эстония, — Швейцария. Сегодня же российские чиновники массово выводят свои сбережения в Гонконг: он не подпадает под юрисдикцию США или ЕС, но при этом является достаточно стабильным финансовым центром. Однако и это эльдорадо не сможет быть верным пристанищем для фигурантов Закона Магнитского: международные банки в Гонконге, скорее всего, откажут им в открытии счетов, так что придется обращаться в китайские учреждения.

Но и они в последнее время тоже весьма пристрастно изучают клиентов: долго держать деньги в одном месте не получится… "Стены сжимаются. Во избежание незамедлительного ареста денег фигурантам закона придется размещать их в рискованных с точки зрения финансовой стабильности банках, валютах и странах, у них практически не остается возможности для инвестирования и приобретения активов", — говорит Иван Черкасов". Так что логика от действий, сфокусированных, прежде всего, на внутриамериканском общественном мнении, — а именно таковым я считаю сбор подписей под петицией на американском же сайте — конечно, присутствует.

Безусловный факт: США и ЕС располагают такими рычагами давления на российские власти, которыми не располагает российское общество. Неудивительно, что поэтому очень многие граждане РФ хотят, чтобы США и ЕС всё-таки воспользовались такими рычагами, чтобы создать максимальное количество проблем российским чиновникам и депутатам, и очень странно, что кто-то это называет "письмом турецкому султану" или попыткой "решать вопросы через Госдеп".

Почему таких вопросов не возникает, когда люди жалуются в Европейский суд по правам человека? Или нельзя только подписывать петиции в США, а жаловаться в Европейский суд — можно?

Зато депутаты Госдумы всё сразу правильно поняли и пришли в бешенство от одной только мысли, что их могут внести в список Магнитского, вследствие чего начали грозить разрывом дипломатических отношений с США.

Ну правильно, зачем еще нужны России дипломатические отношения с США, если чиновникам и депутатам РФ не удастся отдыхать в США, держать там деньги и покупать недвижимость?

Владислав Наганов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены