В первом тексте сборника "В Платоновой пещере" автор рассуждает о предмете в целом, бросая в его адрес буквально десятки обвинений, одно за другим. Это эссе в своей идеологизированности кажется практически марксистским. Следом за ним идет статья "Америка в фотографиях: сквозь тусклое стекло". Здесь Сонтаг переходит к частному, анализируя на примере американского фотоискусства путь от национального идеализма к разочарованию и растерянности. От провозгласившего безоговорочное принятие мира и жизни поэта Уолта Уитмена (его концепции оказали сильнейшее влияние на раннее фото в Америке) к измельчению и фиксации на болезненных и ущербных, не по-хорошему странных проявлениях человеческого, которые сделали имя Диане Арбус. Последняя в изобилии фотографировала моделей из числа обитателей маргинальных секторов общества. Но важнее, что она, как, возможно, никто из фотографов, умела видеть зловещее в обыденном.
В книге собраны эссе, написанные Сонтаг с 1974 по 1977 год для интеллектуального The New York Review of Books. То, в чем автор этих статей обвиняет искусство и индустрию фото, если свести к одному слову, можно определить как дегуманизацию. Ну и опять-таки вездесущее у левых "умников" отчуждение, куда же без него.
"Желание подтвердить реальность и расширить опыт за счет фотографий — это эстетическое потребительство, которым заражено сегодня все. Индустриальное общество подсаживает своих граждан на картинки. Это самая непреодолимая форма психического загрязнения", —
писала Сонтаг 40 лет назад. Можно только представить, что бы она сказала в эпоху социальных сетей и фотоаппаратов в каждом гаджете. Сьюзен умерла в 2004-м, буквально накануне того, как это все стало массовым.
Размышления, собранные в "О фотографии", если и потеряли в своей актуальности за четыре декады, то не слишком много. Ведь принцип фото не изменился.
Как и многие другие образцы "критического мышления" левых интеллектуалов, писания Сьюзен Сонтаг пестрят яркой, часто парадоксальной фразой. Во многих случаях ее замечаниям нельзя отказать в проницательности и меткости.
Но в таком количестве — шесть довольно объемных и при этом очень теоретических, "очень гуманитарных" статей — срывание масок с несчастной старой фотографии начинает несколько утомлять.
Интересное дело, демонизация чего бы то ни было является неотъемлемой спутницей конспирологии. А та, в свою очередь, считается характерной для правого сознания. И правда, правые тяготеют к теории заговора гораздо больше левых. Но вот в том, что касается собственно демонизации, — о, тут у "леваков" конкурентов нет. Берется любое явление или предмет из жизни капиталистического (а никакого другого и нет) общества, что-нибудь на первый взгляд абсолютно безобидное, и разоблачается до того, что начинает уже отсвечивать сполохами адского пламени.
И хотя тональность высказываний Сонтаг во всех шести текстах сборника остается подчеркнуто сдержанной, академичной, сама направленность ее мысли является однозначно критической и разоблачительной.
Возникает серьезное подозрение, что причина всех этих претензий кроется в том самом морализме автора, с упоминания которого мы начали рецензию. Она пишет: "Для фотографии, в конце концов, безразлично — эстетически несущественно — приукрашивать мир или, наоборот, срывать с него маску". Да, да, да. Вот именно эти особенности фото — его моральный релятивизм, даже, если угодно, имморализм, "внеисторичность", "политическая несознательность" и чуть ли не "отсутствие классового сознания" — именно они должны вызывать глубокое внутреннее негодование у такого сурового, трезвого левого (а не эмоционального, общегуманистического "розового" слюнтяя — таких много сейчас), каким, несомненно, была Сьюзен Сонтаг. Даже если в своей критике она остается в рамках самого пристойного академизма и абсолютной корректности, то есть не дает воли открытому гневу.
С другой стороны, не вызывает никаких сомнений, что сам предмет ее очень интересовал. И если вы берете эту книгу в руки, имея информацию о персоне автора, ее биографии и личной жизни, то отчетливо пессимистический взгляд литератора на фотографию как таковую может стать для вас сюрпризом. Ведь она 15 лет была любовницей Анни Лейбовиц, одного из самых известных фотографов XX века вообще. Но, быть может, со счета не стоит сбрасывать тот факт, что в момент написания "О фотографии" до их встречи оставались еще лет 15.
Книга Сьюзен Сонтаг — это ценный образчик интеллектуальной публицистки, которая и сейчас не производит впечатления старомодной.
И, помимо всего прочего, убедительное доказательство, что интеллектуалы-женщины существуют. После прочтения данного издания я лично могу назвать уже троих: Айн Рэнд, Ханна Арендт и Сьюзен Сонтаг. Между прочим, все трое — еврейки. Что, разумеется, не означает, что еврейства, например, Юлии Латыниной достаточно для того, чтобы назвать интеллектуалом и ее.
Книга "О фотографии" предоставлена редакции магазином "Фаланстер"
Вы можете оставить свои комментарии здесь
Антон Семикин
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter