Ярослав Белоусов
  • 19-03-2013 (15:48)

Кого "морозят" в колониях

"Узник 6 мая" Ярослав Белоусов о бесполезности тюремной изоляции и о тех, кто окружает политзэков

update: 15-05-2013 (11:30)

Каспаров.Ru совместно с порталом "РосУзник" начинает публикацию переписки редакции с обвиняемыми по "болотному делу", которые сейчас лишены свободы. Мы предложили арестантам рассказать о своей жизни в заключении. Полная несвобода дает немало поводов для размышлений. Первым ими поделился с нашими читателями Ярослав Белоусов.

Он находится под арестом уже девять месяцев, и срок заключения истекает только в июне. Студент факультета политологии МГУ,  молодой отец и активист национал-демократического движения "Русский гражданский союз" обвиняется в участии в массовых беспорядках и нападении на полицейского. В своем письме Ярослав размышляет о том, почему реформа исправительной системы должна стать первоочередной задачей для общества и кто составляет основную массу заключенных. Оригинал письма вы найдете в конце материлала.

"Редакция Каспаров.Ru предложила рассказать о жизни "по ту сторону решетки". Мне же хотелось поведать не столько о тюремном быте, сколько о последствиях его влияния на мышление и дальнейшие судьбы заключенных. Наше общество должно осознать пагубную природу так называемых исправительных и обеспечивающих изоляцию учреждений и смягчить свое отношение к самой бесправной части населения, обитающей в них. А для этого надо всего-навсего понять, что в условиях полной бесконтрольности со стороны граждан силовых структур и марионеточном характере судебной системы на скамье обвиняемых может оказаться АБСОЛЮТНО ЛЮБОЙ. Подчеркиваю: АБСОЛЮТНО! Думаю, сначала все мы должны иметь представление о том, кто сидит в тюрьмах и колониях России. Условно всех "преступников" можно разделить на несколько категорий.

Первые — это те, кто сидит по 228-й статье ("Наркоторговля") УК РФ. В то время как в целом по стране их примерно 3035%, на нашем централе они представлены гораздо существеннее — 7080%. Все мои сокамерники, кроме меня самого и одного коммерсанта, "закрыты" по 228-й статье. И это отнюдь не наркобароны, а молодые люди возрастом до 25 лет, несколько раз за жизнь употреблявшие гашиш или амфетамин и попавшиеся на банальной "закупочной" провокации сотрудников ФСКН.

6 мая
Письма на свободу
По теме
Смотрите также
НОВОСТИ

Другая довольно крупная категория заключенных — по "бытовым" статьям: 158-я, 161-я, 162-я ("Кража", "Грабеж" и "Разбой"), а также 105-я и 111-я ("Убийство" и "Причинение тяжких телесных повреждений") УК. Мне довелось сидеть лишь с "представителями" 158-й, так как всех остальных поселяют в отдельные камеры. "Крадуны" и "разбойники" чаще всего — носители менталитета 90-х годов и сидельцы не в первый раз. Они больше всех десоциализированы и, выходя на свободу, возобновляют прежнюю деятельность. Встречаются иногда и те, кого "жизнь довела".

И, наконец, существует третья категория арестантов. Это получившие 159-ю статью ("Мошенничество"), почти всегда у них 4-я, самая суровая часть. Сюда относятся и крупные чиновники, и удачливые бизнесмены. В последние месяцы ряды зэков этой категории пополнили жертвы антикоррупционной кампании, ставшей наглядным инструментом приведения элит в состояние тонуса. Мне довелось познакомиться с некоторыми из этих известных фигур.

Попадаются, конечно, и "экзоты" — представители статей, по которым редко возбуждаются уголовные дела; таких практически единицы (фальшивомонетчики, продавцы оружия и пр.).

Политические же составляют узкую прослойку среди заключенных, социально примыкая к севшим по 159-й, но ментально в силу обстоятельств политической борьбы отдаляясь от них. Хотя среди осужденных по 159-й много пострадавших за политическую деятельность, есть среди них и оппозиционеры.

Сколько заключенных я ни встречал, мало из них тех, кто действительно опасен для общества и подлежит немедленной изоляции. Это важно осознать всем. Реальное положение дел в уголовной сфере является результатом социальной политики. Приведение в действие экономических механизмов инвестирования в человеческий капитал и создание перспектив для подрастающих поколений вполне может изменить ситуацию в корне. Сейчас же повышение материальных запросов молодежи и невозможность законно удовлетворять их порождают стремление зарабатывать денежные средства иными путями. Но вряд ли щедро раздаваемые многолетние сроки решат эту проблему. Более того, они будут способствовать архаизации представлений о нормальной жизни, ожесточению и тотальному правовому нигилизму среди тех, на кого принято возлагать ответственность за будущее страны.

Поэтому вряд ли мы, желая приблизиться к состоянию благополучия и процветания и быть надежно защищенными от посягательств сверхуполномоченных распорядителей судеб, должны приветствовать текущие тенденции тотальной заморозки (заморозка — на совр. тюремном языке синоним словам "посадка", "изоляция" и "арест" — прим. автора) России. Гуманизация пенитенциарной системы и уголовного законодательства должна стать одной из первоочередных задач адекватных общественных сил".

Ярослав Белоусов

Редакция Каспаров.Ru благодарит за помощь портал "РосУзник". Напоминает читателям, что вы можете отправить письмо любому из обвиняемых по "болотному делу" через специальную форму на "РосУзнике".

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

19.03.2013,
Кирилл Полудин