Понимаю почему оппозицию периодически винят в том, что она не смогла волшебным образом восстановить демократию в стране. Это и потому, что в активную оппозицию пришли новые люди, не имевшие опыта долгой и кропотливой гражданской деятельности еще с начала путинских лет — такие люди, вдохновленные Болотной, надеялись, что еще пара митингов и все произойдет само собой. Это и потому, что даже самим путинистам настолько надоел Путин, что и они через строчку умоляют оппозицию стать, наконец, сильной, и избавить их от муки служить непонятной ерунде. Это и потому, что в среде реальной оппозиции почему-то стесняются иногда говорить о своих достижениях. Я не из стеснительных. А потому попробую объективно посмотреть на то, что произошло за этот более чем год. В свой обзор не включаю те события и явления, что были до митингов на Болотной и Сахарова.
1. Оппозиция сумела создать прозрачную систему выборов Выборы в КС, а позже и в Координационный совет Жуковского — уникальное явление, явление сущностное. Во-первых, мы создали наконец-то систему праймериз, через которую можем выбирать или представительные органы, или единого кандидата на любого уровня выборах. Во-вторых, высокая прозрачность этих выборов может быть стандартом и для будущих госструктур, которые смогут заменить нынешний ЦИК. Такие выборы воспроизводимы и сейчас и смогут стать моделью для проведения выборов в органы местного самоуправления в будущем. Качественно проведенные дебаты и возможность кандидатов представлять свои программы — такого тоже давно не было в нашей политике.
2. Создан Координационный совет оппозиции Получилось почти невероятное — орган, куда потенциально могли проскочить (да и почти наверняка проскочили) "засланцы", все равно оказался работающим. Во-первых, впервые за долгие годы у оппозиции появилась площадка для диалога часто противоположных политических течений. Во-вторых, КС в основном справился со своими базовыми задачами (организация протестных митингов) и даже сделал больше, чем ожидали (список Магнитского и преследование преступников в погонах за рубежом). Да, часть людей хотели от КС большего, а часть людей хотели меньшего. Но для первых выборов, когда в общем-то сложно было понять, кто как будет работать в КС, результат неплох. Мы — граждане России — вправе гордиться нашим КС-ом, в мировой истории оппозиционных движений такого явления не было. Это наш инновационный и качественный продукт. В будущем школьники разных стран мира будут изучать это явление, равно как до сих пор изучают историю Ганди, Валенсы и других подвижников мировой истории.
3. Небывалая акция протеста российских НКО Мы все помним, что российские НКО иногда прямо скажем, слишком уж бегали от политики. И тут вдруг ни одна (!) НКО не согласилась подчиниться антинародному закону об "иностранных агентах". Это наиболее масштабная акция гражданского неповиновения возможно за всю историю России. В ней принимает участие тысячи НКО и десятки тысяч их сотрудников. Самое забавное, что даже кремлевские НКО, получающие деньги из зарубежья, не поддержали шефа и ни одна из таких НКО не зарегистрировалась иностранным агентом.
4. Изменение сознания. Многие готовы сесть и не готовы убегать Это самый трагический момент, но о нем важно сказать. Изменилось поведение на судах и вообще поведение в момент преследований. Значительное число гражданских активистов, да и вообще граждан, не бегут из страны, когда ощущают на себе полицейское давление. И на судах не ведут себя в стиле "это был не я", а четко обозначают, что дело против них политическое. Фактически именно это фатальное изменение для нынешних властей, т.к. очевидно, что власти сегодня не могут посадить десятки тысяч людей (по крайней мере единомоментно), но уже десятки тысяч граждан не боятся подвергнутся политическим преследованиям, не готовы бежать от преследований, готовы в суде обличать преступный характер и этих преследований и самих судов. Это качественное изменение гражданской среды за последний год. В конечном итоге свобода приходит раньше туда, где много тех, кто готов свободу потерять ради этой самой свободы.
5. Появляются программы и конструктивная повестка У оппозиции и раньше не было так уж много проблем с программами. Однако именно в этот год выросло число политических партий, организаций, созданных снизу. У каждой из них формируется свои политическая программа и своя повестка на федеральных и региональных выборах. В общем, мы приходим к хорошему времени, когда можно будет выбирать не только человека, но и его приоритеты, его видение для города, страны. Отдельно отмечу, что помимо политических организаций, спектр политических требований появляется и у общественных организаций и течений. В частности от экоактивистов появился меморандум "Экологическая тропа" (к нему и я имею отношение). Да, допускаю, что на выборах будет и попытка подойти к содержанию программ поверхностно, дав лишь пару-тройку лозунгов. Но на мой взгляд будущее за теми, кто будет хорошо готовить программы для локальных и федеральных выборов. Оппозиция правильно делает, что не считает выборы свободными. И правильно делает, что все равно по мере сил использует это время для агитации. Равно правильными являются и попытки создать партии. Это все работа на будущее, в том числе и работа содержательная.
6. Волонтерские выборы. В Химках состоялись первые волонтерские выборы, когда огромную роль не только в наблюдении, но и в сборе средств, в агитации, вообще во всей кампании играли волонтеры и просто неравнодушные граждане. Такие выборы тяжелее проводить, но за такими — будущее оппозиции, ведь власть не проймешь ни деньгами (она их отберет), ни просто лозунгами (свои лозунги власть будет транслировать по всем своим СМИ). Сочетание подробной программы для города и действий волонтеров — в этом залог будущих кампаний с участием оппозиции.
7. Ограничен разгул жуликов за рубежом. Оппозиция оказала эффективное воздействие на международные структуры и создала инструменты давления на силовиков и кондиционеров, незаконно преследующих граждан в России. Я говорю о законе Магнитского и о подобных механизмах международной солидарности против судебного произвола.
8. Эффективные гражданские кампании и отставки путинских выдвиженцев. Нельзя не напомнить об эффективных гражданских кампаниях (вспомним например кампанию по липовым диссертациям), которые понудили ряд путинских выдвиженцев покинуть свои посты, лишиться некоторых должностей. Это несомненно новое явление и так славно бы сделать его более распространенным.
9. Экоактивиста меняет крестьянин. Не могу отдельно не сказать о том, что происходит в зеленом стане. Протест, который ранее во многом держался на плечах экоактивистов (пусть даже они и были местными гражданами, восставшими против уничтожениях местных лесов, парков) сейчас все более становится народным. В городах этот протест уже почти полностью держится на самих горожанах, а в сельской местности — на крестьянах. Самый яркий пример — борьба за Хопер. Антиникелевый протест здесь сдал всенародным, казачьим, крестьянским. И это огромная проблема для силовиков. Понятно как давить НКО и как давить активистов. А как ты задавишь тысячи крестьянских хозяйств?
Мужики-то про Ганди и его теорию ненасильственной борьбы не всегда читали. При этом крестьяне действуют абсолютно по модели протеста экоактивистов — не тратят время в ожидании ответов на запросы в прокуратуру, а просто идут и не пускают технику работать там, где нет на то у нее разрешения. Фактически практика защитников Химкинского леса воспринята как наиболее эффективная очень многими горожанами и крестьянами, сталкивающимися с беспределом корпораций на своей земле.
10. Телевидение на коленках. Если СМИ убивают, они возрождаются в неубиваемой форме. В этом пункте я думаю у Шаца и Лазаревой больше шансов, чем у Парфенова. Т.к. опять же власти понимают, как придушить дорогой телепроект, а как ты придушишь то, что делается на коленке? Впрочем и проект Парфенова все же стоит в ряду именно независимых попыток уйти от цензуры и создать свое телевидение.
Я конечно перечислил не все. В своей апологии оппозиции я хотел показать, что нет поводов ныть и кряхтеть. Да, путинизм пока еще в силе. Но и оппозиция, граждане страны кое-что сделали. Мы смогли сделать много нового, чего еще и в мире-то не делали. У нас появились прекрасные лидеры, выросли интересные политики — нам есть из чего выбирать. И даже если кто-то нас разочаровал — тем больше спокойствия и уверенности в тех, кто не подвел нас ни в чем. Оппозиции стоит увереннее говорить о том здравом, что сделано. И спасибо всем, кто этому здравому появляться помогает.
! Орфография и стилистика автора сохранены