Президент Германии Йоахим Гаук на недавней встрече с российскими общественными деятелями посоветовал РФ последовать примеру Германии, покаявшейся за нацизм, и покаяться за свою советскую историю.
Нетрудно догадаться, что предложение президента "глас вопиющего в пустыне". У властных представителей остатков великой державы "собственная гордость". Какое, нафиг покаяние. Оно — удел сильных и самодостаточных государств. А здесь сплошные комплексы государственной неполноценности.
"Советский Союз, его внешняя и внутренняя политика не была идеальной, кстати, идеальной не является никакая страна. Но при этом Советский Союз никогда не делил нации на нации первого сорта и нации низшего сорта, и уж тем более не ставил вопрос об уничтожении целых народов", — безапелляционно возразил спикер Госдумы Сергей Нарышкин.
Родовая черта наших "слуг народа" — неумение и нежелание признавать ошибки. Вместо этого ручейки и потоки лжи, полуправды, фальсификаций. Такое впечатление, что Сергей Нарышкин знает историю исключительно по единому учебнику. Даже если вынести за скобки то обстоятельство, что разница между уничтожением людей по национальным или социальным признакам чисто стилистическая, все равно остается без ответа один вопрос. А было ли действительно в СССР уничтожение народов?
Что-то похожее на стыд у нашей власти пробивается на волне социально-экономической нестабильности и убийственных разоблачений. В такие моменты на лице правителей слегка проглядывают черты человечности. И они, как могут, пытаются дать ответ на этот вопрос.
В 1943–1944 гг. были проведены массовые депортации ряда народов СССР. Тотальной депортации были подвергнуты 11 народов, 48 — частичной. Обвинения под копирку — предательство. Не секрет, что предательство не имеет национальной окраски. У какого-то народа больше, у какого-то меньше. С героями точно такая же пропорция. Десятки тысяч представителей депортированных народов воевали и погибали в войне с Гитлером.
В годы хрущевского правления репрессированные народы были восстановлены в правах, частично вернули национальные автономии. Однако значительной части репрессированных народов не были возвращены ни национальные автономии (если такие были), ни права вернуться на историческую родину. Потом пришла брежневская стабильность, и властный стыд исчез сам собой.
После череды "пышных" похорон началась перестройка. И у репрессированных народов появился шанс на полную реабилитацию.
На закате СССР в апреле 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон "О реабилитации репрессированных народов". Не сомневаюсь, что с этим документом хорошо знаком господин спикер и председатель исторического общества.
Прежде, небольшое отступление по поводу терминологии, чтобы разговаривать с господином председателем на одном языке. Синоним слова "уничтожение" "геноцид" — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. С 1948 году геноцид считается международным преступлением.
Как правило, власти отказываются от признания фактов геноцида. Такое пятно на государственную репутацию. Поэтому СССР — Россия не исключения. Правда, был один полу момент в нашей истории, когда государство готово было признать факт геноцида. И связан этот факт, как раз, с вышеназванным законом.
Так вот, в статье 2 закона черным по белому написано: "Репрессированными признаются народы..., в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения".
Закон, как я уже говорил, был принят в эпоху перемен. Сейчас у нас очередная стабильность. На смену брежневской пришла путинская. Что-то вроде обмена шила на мыло. Поэтому принятие подобного бы закона сегодня было бы невозможно. Автора такой законодательной инициативы Яровые-Железняки обязательно обвинили бы в попытках пересмотра итогов войны и в покушении на "святое". Так это выглядело бы сегодня.
А тогда, когда принимался закон "О реабилитации репрессированных народов" мы действительно жили надеждами (безо всяких кавычек) на светлое будущее. Очистимся ото лжи, и начнем жить с чистого листа с надеждами на то самое будущее. Не получилось.
Закон основательно и безоговорочно забыт, что позволяет руководителю законодательной ветви власти "на голубом глазу" заявлять, что "Советский Союз никогда не делил нации на нации первого сорта и нации низшего сорта, и уж тем более не ставил вопрос об уничтожении целых народов".
Сергей Евгеньевич, может быть, вам в кино сходить? Фильм "Хайтарма" посмотреть. Он не только про уничтожение крымскотатарского народа. Он про любовь в стране, в которой нет места для покаяния, а история незамысловатая и прямая как перпендикуляр.
! Орфография и стилистика автора сохранены