На днях наткнулся в прессе на сообщение о том, что президент Путин подписал в июле очередной указ — за последние семь лет где-то десятый по счету — об очередной перестройке "Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом". Название-то какое впечатляющее: 17 слов, 70 слогов! И в аббревиатуре — МКРГПОСДПРФСПЗ — половина алфавита. Казалось бы, с таким названием, печально известную Программу по переселению соотечественников ждет успех. Но, увы. Никакого успеха не будет. Как не было до сих пор.
Путин объявил, что целью программы является приезд 300 000 переселенцев ежегодно. На осуществление этой цели было выделено 6 миллиардов руб. из федерального бюджета Но за 7 лет (2006-2012) вернулось в общей сложности 125 000 человек, т.е., 25 000 в год, — в 12 раз меньше, чем уверял президент.
И дело не в том, что указы по созданию программы многословны, но малоосмысленны; не в том, что у власти нет эффективных рычагов по внедрению программы; не в том, что сотрудники российских консулатов и ФМС обычно не знают, как она работает, саму программу читать не пытаются, и вообще не любят этих переселенцев: работать потому что мешают; не в том, что дальневосточные и северные регионы, которым оказана честь стать "территориями приоритетного заселения" переселенцев, не хотят ими становится; и даже не в том, что миллиарды рублей, отпущенных на привлечение соотечественников в Россию, или тратятся не по делу или, грубо говоря, разворовываются (и это не преувеличение: см. напр., вот этот материал об уголовном деле на предмет расхищения 69 миллионов руб., выделенных на пиарную работу по программе).
А дело все в том, что программа не предусматривает самого главного компонента переселения — автоматического предоставления российского гражданства и, по сути, запрещает сохранять ранее полученное иностранное гражданство. Вместо того чтобы незамедлительно вручить паспорт переселенцам, как это делается, например, в Италии, Израиле или Ирландии, власти прячутся за статьей 14(7) Закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 N63-Ф, который гласит:
"В случае если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой, они могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона".
Означает это, что переселенцам в качестве льготы автоматически полагается разрешение на временное проживание (остальные мигранты собирают на него документы несколько месяцев, а потом ждут полгода его получения), затем — вид на жительство, а затем они могут сразу подать заявление на российское гражданство. Подавляющее же большинство остальных иммигрантов могут сделать это только по истечению пяти лет после получения вида на жительство.
Казалось бы, неплохо. Но воспользоваться такой льготой переселенцы имеют право, только если прикованы к тому району, где зарегистрировались — какой-нибудь Забайкальский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края или Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская области (сама концепция такой прикованности уже порочна и напоминает правила послелагерного расселения при Сталине). И самое главное — переселенцы должны отказаться от гражданства страны, из которой приехали.
Переселенцы из Казахстана, Узбекистана и Азербайджана, которые составляют подавляющее большинство участников программы, расстаются со своим гражданством, как правило, без сожаления. Но есть ведь и другие страны, жители которых относятся к своему гражданству с бóльшим пиететом.
Год за годом власти утверждают, что конечная цель программы — собрать всех уехавших из Российской Империи, большевистской России, СССР и РФ (а также их потомков) под тенетами российской идеи и российского флага. И в этом году Игорь Слюняев, глава Минрегионов, торжественно провозгласил: "25 млн. соотечественников — наши потенциальные переселенцы. Задачи сложные, но выполнимые".
Увы, задачи эти — совершенно невыполнимые.
Не совсем понятно, откуда взялось число 25 миллионов. Но если считать, что до таких объемов разрослась российская диаспора за последние 100-130 лет, то неужели Минрегионов полагает, что все они осели в Средней Азии? В США и Канаде по разным оценкам живет от 3 до 5 миллионов выходцев из России и их потомков, в Израиле — более 1 миллиона, в Германии — около полумиллиона. Они не будут отказываться от своего американского, канадского, израильского, германского гражданства ради того, чтобы переехать в РФ. 240 000 рублей подъемных, полагающихся тем, кто перебрался на "территорию приоритетного заселения", т.е., самые непопулярные и экономически отсталые районы России, — плохая мотивация для отказа от западного гражданства, западной работы и западной жизни тем более что в других районах сумма подъемных в два раза меньше.
Уже почти два десятилетия Россия находится в демографическом кризисе. Ее население уменьшилось с 146,3 млн. в 2001 г. до 142 млн. в 2010, после чего за счет иммиграции из СНГ увеличилось на скромные 0,5 млн. к июлю 2013 г. Еще страшнее то, что с 1992 по 2012 гг. Россия стабильно имела отрицательный естественный прирост населения. В начале 2012 г. уровень рождаемости, наконец-то сравнялся с уровнем, что было приписано демографической политике правительства Путина, но уже через 5 месяцев соотношение опять стало отрицательным, и с тех пор разрыв продолжает расти.
В сочетании с "утечкой мозгов" и уходом старых сотрудников на пенсию, демографический кризис привел к тому, что за последние годы каждый год экономически активное население РФ уменьшается на 1 млн. человек.
При такой ситуации приток иммиграции — жизненно важен. Но беспрепятственное и быстрое получение российского гражданства — это основа иммиграции, ее мотор. Кто из авторов программы по переселению согласится купить машину без мотора? Никто. И потенциальные переселенцы — тоже. Поэтому из целевой группы в 25 млн. перебралось в Россию полпроцента этой группы.
Требовать, чтобы человек, проживший в процветающий стране несколько десятков лет (не говоря уже о тех, чья семья живет там 2-3 поколения), отказался от гражданства этой страны — большая нелепость. Это все равно, что отобрать у человека дом, а когда через много лет он построил новый, предложить вернуть ему отобранный этот дом, но при условии, что он откажется от нового.
Предвижу ропот пуристов: "Нельзя, изыде, двойное гражданство — от лукавого. Одно солнце, одна мать, одна Родина, один паспорт. Нет пятой колонне — государственная безопасность превыше всего".
Но все это пустые слова, ибо по всему миру живут десятки тысяч российских граждан, имеющих двойное, а то и тройное гражданство. Я их сам видел в изобилии. Если вы переехали из РФ в США, получили грин карту по рабочей линии, а потом и гражданство США, то российским властям ничего не останется, как с этим мириться, и лишать вас российского гражданства они не будут.
Другое дело, если вы иммигрируете в РФ из США. Вот тут российские власти запретят двойственность и потребуют предварительного отказа от американского гражданства.
Так почему, первой категории дозволяется де факто иметь два гражданства, а второй — нет?
Почему итальянское, польское, ирландское, испанское законодательства не требует от соотечественников, даже не переселяющихся, а просто желающих получить паспорт с исторической родины, отказа от первого гражданства? Пятую колонну новые граждане там не формируют. Правда, я не знаю, приносят ли они пользу этим странам, но не о них же сейчас речь, а о России.
Так вот — России квалифицированные, образованные, финансово независимые соотечественники из западных стран принесут огромную пользу. И не надо требовать от них отказа от их первого гражданства, не надо засылать их в Сибирь. Надо автоматически предоставлять им гражданство РФ по переезду и вовлекать их в экономическую и общественную жизнь страны. Именно это и делает Китай, создавая такие условия для ученых и IT-специалистов, в свое время уехавших учиться на Запад и оставшихся там на ПМЖ, что в одном только 2010 г. в КНР вернулось 632 000 высококвалифицированных специалистов. Сравнение этого числа со 25 000 преимущественно сельскохозяйственными переселенцами за год, работает явно не в пользу России. И это при том, что ВВП России в 2,5 больше, чем в КНР, а по числу миллиардеров она опережает Китай даже в абсолютных показателях, не говоря уже об удельных, уступая только США.
Только если соотечественникам будет автоматически предоставляться российское гражданство с сохранением предыдущего, программа переселения выйдет из своего тупика и начнет работать.
! Орфография и стилистика автора сохранены