Попробуем посмотреть на решения Собянина в городе Москва, на время отстранившись от того факта, что Собянин остается одним из видных функционеров Единой России, да и вообще путинского клана. Также сделаем вид, что мы не помним, что Лужков был тоже плоть от плоти Единой России и как бы Собянин не имеет отношения к проступкам своего предшественника. Есть ли существенные претензии собственно к Собянину?

Я обозначил первые десять проблем, которые появились или вот—вот появятся в Москве благодаря Собянину или при активном патронаже мэрии.

1. Объединение (на самом деле сокращение) школ и детсадов
Что происходит:
Все детсады присоединяют к школам, часть школ присоединяют к другим школам. Из двух детсадов и двух школ, например, создается одно учреждение с одним директором и с единым коллективом педагогов и сотрудников.

Это одно из самых странных решений собянинской мэрии (конечно же не без участия профильных федеральных министерств). Физически разные здания, находящиеся иногда на значительном друг от друга расстоянии называются теперь одной школой. Во время таких объединений сократилось число классов, были уволены часть педагогов, сокращены медсестры, нянечки, повара. Для детей и родителей сократилась возможность выбора лучшего учреждения. Особенно пострадали и продолжают страдать авторские школы, специализированные школы, которые объединяют насильно и без учета их методов обучения.

Следствие:
— снижение свободы выбора детского образовательного учреждения
— сокращение ставок, специалистов, учителей
— увеличение численности классов
— уничтожение авторских школ, специализированных школ
— падение общего уровня школьного и дошкольного образования в Москве

2. Ввод тюремного питания в школах и детсадах
Что происходит:
Школы и детсады, даже имевшие собственные хорошие столовые, вынуждены закупать разогреваемое питание (называемое "бортовым", его используют в армии и в тюрьмах) у поставщиков, указанных мэрией.

Было бы интересо посмотреть статистику желудочных заболеваний у школьников после резкой смены системы питания — вместо свежеприготовленной пищи всех детей, начиная с детсадов, кормят разогреваемыми суррогатами. Разумеется, они не являются ядом, как не является ядом любой фастфуд. Но в ситуации довольно хорошо налаженного питания в школах Москвы переход на более низкие стандарты за счет экономии на детях и поддержки близких кому—то там наверху фирм-поставщиков — решение поистине преступное.

Следствие:
— ухудшение качества питания в школах
— родители теперь отстранены от возможности влиять на меню школы (ранее они могли это делать в рамках своих столовых)
— увольнение поваров
— предположительно (статистики пока что нет), рост желудочных заболеваний у детей

3. Уничтожение особо охраняемых природных территорий под видом "благоустройства"
Что происходит:
Особо охраняемые территории начинают эксплуатироваться, как парки. Часть территорий — застраивается.

Важно понимать, чем отличается особо охраняемая природная территория (ООПТ) от парка. ООПТ — это по сути городской заповедник. Обычно на нем обитает существенное число животных, птиц, растений из Красной книги. Ровно поэтому в ООПТ действуют особые условия посещения. Например, даже срывать цветы или ловить бабочек нельзя — что в парках не запрещается (хотя и в них следовало бы быть аккуратнее). Приведу лишь один пример — особо охраняемой природной территории Пойма реки Сходня. Тамошние "благоустроители" умудрились замостить один из берегов реки Сходня, ровно на этом берегу были хатки ондатр, жили ужи. Т.е. на природной территории, в заповеднике — взяли и прошлись хорошенько по всей реке. Как результат — река уже сейчас мертвая, полна мусора, гниют и падают прибрежные деревья, а живность уничтожена почти полностью.

Следствие:
— уничтожение особо охраняемых природных территорий Москвы
— сокращение числа обитающих на территории города животных и растений
— сокращение площади и качества зеленых территорий
— потерянное место отдыха для москвичей
— ухудшение экологической обстановки

4. Решение массово надстраивать пятиэтажки
Что происходит:
Хрущевкам предлагается надстроить еще по четыре этажа. Якобы это увеличивает жилую площадь и для жильцов пятиэтажек.

Одно из показательных непрофессиональных решений мэрии, показывающих чрезвычайно низкий уровень понимания основ урбанизма. Очевидно, что если ты хочешь в сложившемся микрорайоне удвоить число жильцов, ты должен удвоить и число детсадов, и площадь парков и зеленых территорий, и площадь детских площадок и спортивных площадок. Не говоря уж о дорогах, местах для парковки и гаражах. Все это совершенно упущено. В результате даже тихие зеленые дворы хрущевок хотят превратить в пустыню новостроек, как у нас в Химках в Новокуркино.

Следствие:
— риски разрушения старых пятиэтажек
— ухудшение качества жизни в районе
— возросшая нагрузка на зеленые территории
— отсутствие достаточного количества детских и социальных учреждений
— растущая нагрузка на дорожную сеть

5. Транспортно-пересадочные удавки
Что происходит:
На конечных станциях метро строятся транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) якобы для улучшения транспортной ситуации. На самом деле вместо ТПУ появляются торговые комплексы, а сами ТПУ дорожную ситуацию ухудшают.

Я эксперт по ТПУ, т.к. пользуюсь двумя недавно построенными — ТПУ на Речном вокзале и ТПУ на Планерной. ТПУ на Планерной открывал лично Собянин. Оба ТПУ построены так, что они убили возможность увеличения пропускной способности транспорта. Если до строительства ТПУ на Речном вокзале зона посадки была сосредоточена у метро — после строительства ТПУ зона посадки растянулась... до следующей остановки от метро, т.е. вытянулась более чем на километр. На Планерной — если до строительства ТПУ посадка на все направление была возможна из одного выхода из метро, то теперь т.к. все маршруты не уместились — часть маршрутов отправляемся с другого выхода из метро. Кроме того, даже та часть маршрутов, что находится на стороне ТПУ — она отделена забором (!!!) от ТПУ, внутри которого есть например посадка на автобус, а вот на троллейбус — нет. В общем, мне не извесно ни одной ситуации. когда ТПУ улучшили бы транспортную ситуацию, как ранее заявлялось. Ровно наборот, в этих двух мне известных случаях именно на подъезде или выезде с ТПУ и есть основная пробка. По сути есть ощущение, что просто под видом ТПУ кто-то построил себе торговые комплексы, которые еще добавили проблем с транспортом.

Следствие:
— ухудшение качества работы общественного транспорта
— увеличение движения в пути для пассажиров
— ограничения возможностей перестройки транспортой сети в будущем в районе застройки ТПУ

6. Превращение внутригородских рек в канавы
Что происходит:
Тотальное замощение берегов рек в городской черте.

Частично я уже освещал этот вопрос в теме ООПТ. Река не может быть чистой, здоровой, если ее с двух сторон одеть в камень. Берега с прибрежной растительностью выполняют функцию природных фильтров, очищающих воду. Кроме того такие берега являются местом гнездования и кормежки обычных для других крупных городов мира птиц — цапель, аистов, журавлей. Опыт очистки крупных рек Европы, протекавших в том числе и через столицы, помимо многих мероприятий, включал в себя обязательно и открытие берегов, освобождение их от излишнего укатывания в камни и бетон.

Следствие:
— ухудшение качества воды в городской черте
— ухудшение качества зон отдыха
— ухудшение экологической обстановке в Москве

7. Сокращение медпомощи
Что происходит:
"Укрупнение" поликлиник превратилось в сокращение. Поликлиники объединяют, сокращая количество специалистов. На прием к медику почти невозможно попасть не через электронную запись.

С медициной получилось то же самое, что и со школами. Поликлиники зачем-то присоединили друг к другу, что дало возможность сократить число специалистов на дежурстве. В результате, если ранее жители города могли получить весь спектр медуслуг в своей поликлинике — теперь в своей поликлинике для них доступны только некоторые медуслуги, а за другими придется ехать в вышестоящие медучреждения.
Одновременно стартовала электронная запись, которая может и была бы хороша, если бы не тот факт, что она пока еще не полностью таковая. В некоторых случаях записаться к врачу невозможно и приходится пользоваться электронным терминалом в поликлинике. Очереди выросли. К некоторым специалистам приходится записываться за несколько недель. Что еще важно — записываться к другим врачам можно лишь через терапевта — через личный прием у него. Почти исчезла возможность попасть к специалисту в каких-то нестандартных случаях.
Опять же всех прикрепили к своим поликлиникам. В результате москвич со своим полисом не может пойти в другое учреждение, даже если знает, что там врач есть, или что у него хорошая репутация, или что он не в отпуске, как врач свой

Следствие:
— сокращение количества медспециалистов в районных поликлиниках
— недельные очереди к врачам
— москвичи стали тратить больше времени в очередях, чем до введения электронных очередей
— в некоторых случаях получить помощь стало невозможным

8. Резкое ограничение политических и гражданских свобод москвичей
Что происходит:
Резко возросло количество арестованных или оштрафованных москвичей участвовавших в митингах или пикетах.

Все так же тяжело получить разрешение мэрии на митинг или пикет. Но теперь москвичей стали чаще задерживать для административного ареста, возросли штрафы за мирный и законный протест. Впервые за долгие годы москвичей в кровь избивали полицейские на мирном митинге в Москве (6 мая). Мэрия не только не сделала ничего для защиты москвичей, но фактически продолжает быть частью репрессивной машины, подавляющей возможности для восстановления действия базовых конституционных свобод в Москве.

Следствие:
— арестованные, задержанные и находящиеся под следствием мирные москвичи
— ограничение гражданских свобод в рамках города
— фактически режим чрезвычайного положения в Москве
— преследование инакомыслия

9. Борьба с общественным транспортом
Что происходит:
Череда решений, ухудшающих положение общественного транспорта в городе.

Это одно из самых парадоксальных решений мэрии. Декларируя привлечение горожан к общественному транспорту, город провел ряд мероприятий для борьбы с ним.
1. Из общественного транспорта исчезли билеты на одну поездку.
Т.е. граждане готовы были платить за проезд, но у них отняли эту возможность, фактически подняв покупку билета в трамвае и автобусе до 50 рублей (а хотят еще выше). Такое ощущение, что дептранс не столько общественный транспорт продвигал, сколько свои новые карточки.
2. С остановок убрали торговые киоски.
Если раньше в ожидании автобуса можно было хотя бы воды купить — теперь это невозможно.
3. Борьба с маршрутками
Совершенно нелогичная борьба с одним из зарекомендовавших себя в столице видов общественного транспорта — маршрутками. Вместо того, чтобы помочь этому транспорту обновиться и сделать его современнее, мэрия заняла враждебную позицию и в программе Собянин даже пообещал убрать этот вид транспорта вообще.

Следствие:
— снижение качества услуг на общественном транспорте
— снижение доверия москвичей к общественному транспорту и увеличение желающих приобрести автомобиль

10. Борьба с автомобилистами
Что происходит:
Тотальное появление платных парковок без расширения дорожной сети.

Москва — один из ведущих городов мира по количеству людей, пользующихся общественным транспортом. В этом смысле непонятно, почему так сильно и так рано стали бороться с автомобилистами. Мы отнюдь не достигли ситуации Европы или США, когда у каждого члена семьи могло быть по автомобилю. Москва остро нуждается и в росте числа парковочных мест и в увеличении площади дорожной сети. Вместо этого автомобилисты стали врагами, а публично появляются заявления, что хорошо бы сократить число автомобилей на 500 000. Все это говорит об отсутствии фундамательного понимания, как должен развиваться город.

Следствие:
— ухудшение дорожной обстановки в городе
— повышение фактически транспортного налога для горожан

Это не все, что я хотел бы рассказать, это лишь первые десять проблем, которые свалились на нашу голову при Собянине. О других расскажу в следующий раз.

Олег Козырев

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены