История партии СПС, начавшаяся в конце 90-х годов лозунгом "Кириенко в Думу! Путина в Президенты!" свершила круг, возвратившись к точке старта – торжественным проносом олимпийского огня в мемориал умершего 6 лет назад политического организма СПС, её последним руководителем, участником создания "Солидарности", губернатором Кировской области Н.Ю. Белых: "Я горд тем, что стал первым факелоносцем в Кирове и пробежал первый тур".
Провластное дитя, которым, по сути, и был СПС, окончательно пришло в дом к своему доброму родителю. Здравствуй, блудный сынок!
Если не ошибаюсь, осенью 2003 года, после ареста П.Л. Лебедева, А.В. Пичугина и М.Б. Ходорковского и выступлений "ЯБЛОКА" и СПС против этих действий, один высокопоставленный властный руководитель сказал нам примерно так: "Вы, "ЯБЛОКО" – наши враги. С вами можно что-то обсуждать, вести переговоры, даже договариваться, но вы – враги. А СПС – предатели. Они нам обязаны всем, что имеют, мы их протащили в Госдуму, а они нас предали. Пусть не ждут пощады".
Бунт СПС против одного из своих родителей – авторитарной власти, объяснялся просто – второй родитель у этой организации, её предшественников и последователей – российский олигархический капитал. Поэтому принималось тяжёлое решение – с кем остаться, с авторитарным папой или олигархической мамой? Ведь арест М.Б. Ходорковского воспринимался тогда, как начало наступления на всех олигархов.
СПС осталась с "мамой", но та, совершенно от власти зависимая, ЮКОС не поддержала, СПС бросила, с "папой" ссориться не захотела. И эта организация, быстро ослабев, превратившись под конец своего существования в популистский коктейль "ЛДПР-лайт", запятнав себя подкупом избирателей на выборах 2007 года совершенно в стиле т.н. "Единой России", спустя полгода агонии, распалась.
В сегодняшней российской оппозиционной политике есть два направления – демократическое и олигархическое.
Первое представлено "ЯБЛОКОМ" и его гражданскими союзниками. "ЯБЛОКО" и создавалось в 1993 году как демократическая оппозиция авторитарной власти Б.Н. Ельцина с одной стороны и коммунистам-националистам с другой.
Второе направление это родившаяся с переходом авторитарной власти в государственно-олигархическую стадию политическая оппозиция, объективно выражающая интересы отодвинутого от власти крупного российского капитала. Это направление наследников СПС.
Несомненно, что второе направление выступает за реформу российской политической системы, включая свободные выборы, свободные от власти средства массовой информации, свободу митингов и демонстраций, реформу судов и правоохранительных органов, реформу (что более скрыто) налогового и инвестиционного законодательства. Здесь лозунги демократической и олигархической оппозиции сходятся.
Не нужно, однако, забывать, что свободы нужны второму направлению для одного – используя огромные деньги в рамках формального равенства получить власть. А затем использовать её для того, чтобы превратить государство в своего слугу – во-первых, переделать под себя законодательство, во-вторых, наживаться на государственных заказах, в-третьих, устроить новую приватизацию того, что забрала под себя государственно-олигархическая система, в-четвёртых, подчинить себе судебную и правоохранительную системы.
Не стоит здесь видеть заговорщицкий умысел. Ни к чему называть фамилии и структуры, дело не в них. Оно в силе политического процесса, который задаёт общее направление движения и расставляет фигуры согласно своей логике. Большие деньги всегда хотят большой власти, они всегда желают переделать мир под себя. Какие-то силы остаются пока потенциальными, какие-то политики не востребованными. Многое пока смутно.
Это сложный мир, в котором результат определяется многими обстоятельствами, он совсем не чужд случайностей, альтернативных возможностей. И это совершенно не тайная, не конспирологическая, а лежащая на поверхности тема.
Когда у нас в стране политические активисты раз за разом говорят об "объединении демократических сил", "объединении усилий", "общем списке", "общей партии", "общем кандидате", нужно иметь в виду не партийные этикетки и фамилии участников объединения, а иное – их ценности, реальные цели, исторический путь в политике.
Часто такого рода предложения объединения делаются простыми людьми от чистого сердца, из желания добиться перемен в нашей стране ради мечты – свободного общества. Это лучшее, что есть в нашей политике.
Но совсем иное дело – предложения объединения со стороны олигархической оппозиции, страстно желающей увеличить свой вес. Для них свобода – тактический шаг, инструмент, они хотят свободы в первую очередь для себя, она для них лишь порядок, дающий властные возможности против сегодняшнего могущественного государственно-олигархического врага. Потребуется наступить затем на горло свободе для многих – сделают не хуже сегодняшних правителей.
Не попадайте в ловушку. Нужно быть осмотрительными в выборе союзников и форме союзов, нужно сохранять сильной демократическую оппозицию. Потому что то, чего в конце-концов хочет олигархическая оппозиция, не лучше того, что есть сегодня.
Она, к тому же, часто политически неискушённа и сама себя погубит вместе с либерально-демократическим политическим строем и частной экономикой, если не будет иметь в виде противовеса, умеряющего её устремления, сильного гражданского движения с влиятельной политической организацией демократического толка.
Символическое завершение истории партии СПС – хорошее напоминание той истины, что в российской политике часть нашего оппозиционного движения только по видимости носит демократический характер, на деле же это неподвижная планета с тёмной стороной, которая вращается по орбите вокруг двойной звезды – большой власти и больших денег.