"Ясно, что процедурный вопрос — всего лишь повод. Причина — в различном отношении к сотрудничеству с властью и формам деятельности, — пишет Лилия Шевцова. — Т. е. причина — в понимании самой оппозиционности. Если жестко: то, хорошо, что нарыв лопнул и произошло размежевание.
Сдерживать его внутри — привело бы к параличу. Да, ясно, что резкая оппозиционность не дает шансов на участие в политике с надеждой на результат. Но мы знаем заранее, чем завершится "умеренная позиция" в отношении власти, которая не выносит альтернативы".
"Произошло то, что и должно было произойти, — комментирует Наталья Пелевина. — Если союз не работает, надо дать возможность каждому жить своей жизнью. С Парнасом все будет нормально".
"В 2005 Рыжков и Каспаров договорились о совместном вступлении в РПР, — вспоминает Денис Билунов. — За день до съезда В.А. позвонил Гарри и сказал, что обойдется без него".
"Солидарность" Немцова высосала как муху вполне успешную и перспективную организацию Каспарова — ОГФ, а потом Немцов выкинул и Каспарова... — вспоминает Эдуард Лимонов. — Когда три таких равного веса лидера, как Немцов, Рыжков и Касьянов вошли сопредседателями в одну партию, я сказал себе, что счастья им не будет никакого, а несчастья, — не миновать. Вообще со-председательство — это знак неудачи, политического горя.
Политическая партия как феномен — это вождистская организация по-необходимости. Она основывается на принципах добровольного подчинения командиру. Иначе политическая партия функционировать не может, не будет, не способна. Со-председательство — это знак поражения, зерно поражения в самом зародыше.
Ну вот и полный альбац партии РПР-ПАРНАС. Еще хуже будет, если они возьмут к себе Навального. А если не возьмут, то неминуема схватка между Немцовым и Касьяновым. Следите за интернетом".
"Это странное свойство путинского Кремля — почему-то ему раз в несколько лет становятся нужны новые люди, которых можно показывать по телевизору, называя при этом оппозицией. Кто-то должен спорить в программах Владимира Соловьева с Александром Прохановым, — размышляет Олег Кашин. — Кто-то должен делать жесткие заявления о недопустимости альянса либералов с фашистами (сначала в роли фашистов были нацболы, потом Навальный). Кто-то должен конструктивно критиковать новые инициативы Елены Мизулиной с умеренных позиций. Кто-то должен, в конце концов, проигрывать на выборах — может быть, даже на президентских.
Клуб, в котором уже черт знает какой год заседают Сергей Митрохин с Леонидом Гозманом, очевидно, на наших глазах пополняется Владимиром Рыжковым.
Дальше Рыжков будет регистрировать свою новую партию, бывшие его товарищи из ПАРНАС будут сначала вполголоса, а потом уже не стесняясь обвинять его в предательстве и работе на Кремль, и со стороны все будет выглядеть так, что оппозиция опять раскололась и перессорилась между собой, а Кремль одержал очередную важную победу".
"Я так понимаю, что основным идеологическим расхождением между сопредседателями партии был вопрос о возможности "конструктивного взаимодействия" с Кремлем и, с другой стороны, о взаимодействии с двумя крупнейшими незарегистрированными партиями — "Народным Альянсом" (теперь уже Партией прогресса) и Партия 5 декабря, — пишет Константин Янкаускас. — Позиция Рыжкова — за "конструктивное взаимодействие" с Кремлем и дистанцирование от "националиста" Навального и других "радикальных" оппозиционных организаций. Два других сопредседателя, Касьянов и Немцов, как и большинство членов политсовета РПР-ПАРНАС придерживались курса на создание предвыборных коалиций с "5 декабря" и "Народным Альянсом" для максимального объединения протестного электората. Собственно самый большой успех ПАРНАСа на региональных выборах — прохождение в Ярославскую областную думу (в Ярославле парнасовский список вообще получил от 10 до 20 % по разным участкам) — был достигнут именно в рамках трехпартийной коалиции (это, конечно, не основная составляющая успеха, но одна из). В такой же конструкции предполагалось провести в этом году выборы в Мосгордуму и муниципальные выборы в Петербурге.
Что касается взаимодействия с Кремлем, то здесь большинство политстовета РПР-ПАРНАС придерживалось выработанной еще с Маршей Несогласных твердой позиции — диалог с действующим авторитарным режимом возможен только по вопросам освобождения ВСЕХ политзаключенных, проведения полномасштабной политической реформы, отмены цензуры и другим основополагающим направлениям перехода от путинской автократии к демократическому правовому государству.
Хождение Рыжкова в Кремль, участие в кремлевских валдайских форумах выходило далеко за рамки этой позиции и, как я понимаю, шло вразрез с официальной позицией РПР-ПАРНАС.
При этом Рыжков, чья позиция по указанным вопросам не поддерживалась большинством политсовета партии, занимал должность ответственного секретаря партии, т. е. лица представляющего партию без доверенности, в т.ч. в отношениях с госорганами. В ответ на предложение ротировать должность ответственного секретаря Владимир Александрович покинул партию.
Вот таким образом видится эта история лично мне.
Ключевой момент — это сохранение широкой оппозиционной коалиции на выборах осенью этого года в Мосгордуму и не только. Коалиция эта физически невозможна без РПР—ПАРНАС — единственной зарегистрированной партии, способной выдвигать оппозиционных политиков и гражданских активистов без предварительных условий и согласований с администрацией президента.
Надеюсь, что у Рыжкова хватит выдержки не начать из мести топить свою бывшую партию. Но если не хватит, то мы окажем ПАРНАС-у любую помощь, которая есть в наших силах. В общем, лучи поддержки коллегам из РПР-ПАРНАС в это непростое для них время! Надеюсь, что впереди у нас время общих побед".
"Щас Рыжков кааак создаст конструктивную программу, кааак осудит экстремистские выходки оппозиции, кааак сходит на НТВ. Хана режиму", — возражает Денис Никитин.
"Рыжков и 15 его сторонников вышли из РПР-ПАРНАС. Вместе с ними из партии вышли Лояльность и Соплежуйство", — добавляет Andr_Aleks.
"Свою дальнейшую политическую судьбу Рыжков связывает с проектом "Приспособленцы России", — шутка Федора Крашенинникова.
"Разрыв Рыжкова с компанией Немцова-Касьянова — это разрыв либерала, сторонника компромиссов, и демократ-либерала, демократизирующегося все дальше и дальше, вплоть до полного разрыва с существующим режимом — революционного демократ-либерала, — считает Валерий Савельев. — Рыжков не хочет быть революционером. Он хочет сотрудничать и договариваться. Посмотрим, куда это его заведет в конечном итоге.
Теоретически это более трезвая позиция. Однако не факт, что она имеет хоть какие-то шансы на успех.
Немцов в свое время на этой позиции уже побывал, кстати. Но жизнь не стоит на месте. Политический ландшафт с тех пор сильно обновился. Во времена СПС не было уличного демократического протеста, а теперь он есть".
Андрей Мальгин публикует фейковые (ложные) твиты, приписываемые Рыжкову:
"Твиттер Рыжкова" фейковый, — пишет Мальгин. — Честно говоря, в то, что Рыжков мог так высказаться, я поверил сразу, смущало другое — неожиданная смелость Медведева. Но вот почему в эту художественную литературу легко верится? Наверное, потому что на днях мы прочитали его интервью:
— То есть вы не видите серьезных угроз для Путина в перспективе, скажем, до 2018 года?
— Серьезных не вижу... Когда в ноябре прошлого года мы встречались в Кремле, то после ухода журналистов из зала мы еще минут на 20 остались. И у нас с ним был очень интересный диалог. Я снова начал говорить о репрессиях: что чем сильнее вы зажимаете, тем сильней конфронтация. А Путин на это ответил, что боится другого: если он слишком ослабит...
Он как-то раз выступал в Думе (будучи премьером. — "Газета.Ru"), и мало кто обратил внимание на одну его фразу. Я, как историк, обратил. Путин сказал, что дважды в истории России лидеры добровольно отрекались от власти. И оба раза страна развалилась. Он имел в виду Николая II и Горбачева. И Путин сказал: мы больше никогда этого не повторим. Вот это ключ к его мышлению. Он государственник и мыслит именно так...
— Считаете ли вы все-таки, что на выборах 2018 года победа, скорее всего, будет либо за Путиным, либо за очередным его преемником?
— Скорее всего, да... Народ в подавляющем большинстве не хочет Майдана и боится Майдана...
ОТСЮДА"
"Важно: Партия РПР-Парнас не планирует ликвидировать региональные отделения ни в одном субъекте федерации", — успокаивает brewerov.
"Рыжков ожидаемо ушел из Парнаса, уйдут и некоторые люди из регионов. Партия 5 декабря, впрочем, может помочь с регионами, катастрофы нет", — заключает Роман Доброхотов.
Дмитрий Разин
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter