Вчера, 05 октября 2014 года не стало Юрия Петровича Любимова. "Доброго человека из Сезуана" жизнь которого, как "Десять дней, которые потрясли мир" потрясла и изменила историю театра. Он был настоящим "Героем нашего времени", которого нельзя было испугать "Шарашкой". Зная и понимая основной закон нашей жизни "Горе от ума – Горе уму – Горе ума" он всегда оставался "Живой", и когда ему командовали – "Пристегните ремни", – он помнил, что "Работа есть работа", и что после "Часа пик", каким бы не был "Пир во время чумы" обязательно наступит "Бенефис". Как бы не пытались его запереть в "Замок", или наоборот поселить в "Дом на набережной", он помнил, что "Преступлением и наказанием" может быть только если поверить в правдивость "Антимиров" и не выполнить завет, который дала "Мать" – "Берегите Ваши лица"! Ему навязывали "Обмен", появлялись "Деревянные кони" (хоть и не троянские), но на вопрос "Что делать?" "Под кожей статуи свободы" он точно знал ответ. И как "Подросток" и как "Три сестры" или "Братья Карамазовы", что всё это не "Сказки", не "Арабески" и даже не "Мёд" или "Суф(ф)ле", что всё это и "До и после" – борьба за творчество за свободу, за жизнь. Он не верил в "Ревизские сказки" и знал что "Перекрёсток" при неправильном выборе пути превращает творца в "Самоубийцу". Он всегда помнил о том выборе, перед которым стояли "Гамлет", "Живаго", "Борис Годунов", "Галилей", его "Владимир Высоцкий". Он умел взрываться непокорностью как "Пугачёв" и любить, как любили "Антигона", "Электра", "Медея". Он никогда не мог быть как "Тартюф". И ему повезло – он жил как "Мастер и Маргарита". Теперь, когда он ушёл и когда стройными рядами позабыв, что "А зори здесь тихие…" выстроятся как "Турандот, или Конгресс обелителей", и когда будут рассказывать быль и небыль "Марата и Маркиза де Сада" о его жизни – нам, тем кто видел его репетиции, спектакли, его жизнь – всем "Павшим и живым" нужно помнить, ОН – ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ ЛЮБИМОВ ПОДАРИЛ И ОСТАВИЛ НАМ и "Маски и Душу" И ЭТО МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ЗАБЫВАТЬ. "Товарищ верь…" "БЕСЫ" не могут стереть его память.
* В тексте использованы названия спектаклей поставленных Юрием Петровичем Любимовым в театре на Таганке
** Григорий Амнуэль – работал в театре на Таганке до 1977 года.