Эпиграф из Окуджавы - И умным кричат: "Дураки, дураки!"
Моральная деградация на уровне общества стала заметной 20 лет назад, может, чуть меньше.
За это время пройден большой путь, бОльшая часть которого тема морали была просто вытеснена из общественного дискурса – об этом не говорили. Как о веревке в доме повешенного. Но такое умолчание сегодня стало уже недостаточным. И ему на смену пришло извращение. Не в переносном, а в самом буквальном смысле слова. Мораль выворачивается наизнанку: хорошее объявляется плохим, а плохое – хорошим. Более того, несогласным велено молчать. Чтобы не смущали народ.
Вспоминая мягко говоря не самые благополучные советские годы насильственного единомыслия, должен сказать, что и тогда подобной извращенности в таких масштабах не было. Никогда советские идеологи не поднимали на щит групповой эгоизм (именуемый сегодня "патриотизмом"), "право сильного" (названное "национальными интересами") и прочие сегодняшние моральные инновации.
"Моральный кодекс строителя коммунизма" не был вершиной этической мысли, но по сравнению с сегодняшним "моральным кодексом встающего с колен" он был все-таки куда более моральным. Были там и ценности интернационализма, и братская помощь, и честность, и дружба. Конечно, это никакая не "Нагорная проповедь", как любят говорить те, кто не читал ни того, ни другого, но "Кодекс" в самом деле не был чужд морали.
А что пытаются навязать в качестве морали обществу сегодня? Причем, сегодня пытаются навязать уже силой.
Неприятную для государственной власти правду говорить нельзя. Интересы России (как их понимает власть) превыше всего. Любить врага государства – грех. Ненавидеть хорошо. Убивать допустимо. Воровать нормально (не надо обращать на это внимание). Врать совершенно нормально. Чужой сволочизм оправдывает мой сволочизм. Доброта неуместна и как таковая добродетелью не является. Правдивость прекраснодушна и потому неуместна и как таковая добродетелью не является. Пошлость, если она близка народу, как таковая добродетелью является. Послушание начальникам (светским и церковным) – добродетель. Гомосексуализм – зло, а ненависть к гомосексуализму – добро. Помощь другим – лицемерие. Невежество – благо. Предупреждать об опасности – предательство. Апплодировать господлости – патриотизм и потому добродетель. Ну, и так далее.
Что получается в результате? Получается, что десятки миллионов людей смотрят на свои мерзости, видят свои мерзости и радуются своим мерзостям, потому что считают их добродетелями. А те же, кто все-таки догадывается, что мерзости не слишком добродетельны, получает утешение, что, так как другие тоже не ангелы, то его мерзость вовсе и не мерзость никакая.
И в результате люди низкие громко обличают людей несопоставимо более высоких в низости. Верх объявлен низом, а низ – верхом. Догадайтесь, куда мы движемся. Вот в том-то и дело – обидно и боязно.
Мораль и в жизни индивида, и в жизни общества выполняет регулятивную функцию: помогает выправлять поведение (личное и общественное). Делая нечто плохое, мы сохраняем возможность скорректировать свое поведение, пока понимаем его плохость. Когда же не понимаем, то остановить нас может только внешняя сила. Как это происходит? История полна примерами. И здесь неважно, что эта внешняя сила сама не образец добродетели. Конечно, не образец. Бич не бывает добродетельным. Даже, когда это бич божий. Но от того контакт с ним не делается приятней.
Пусть только попробуют! А искандеры наши на что?
Так "рассуждают" все хулиганы. Это очень их ободряет. Как и то, что "Ван Ваныч еще не так ворует; и ничего – живет". В неизбежность наказания им приятнее не верить. В этом и состоит одно из самых страшных последствий извращения морали – "бог лишает разума".
Так что надеяться на благополучный исход в нашем случае оснований нет. Мы не схватимся за голову. Не за что нам сегодня особенно хвататься. И все произойдет так, как тысячу раз уже происходило в истории.
! Орфография и стилистика автора сохранены