То, что делает Кремль и его пропагандисты со своим населением, без преувеличения, можно охарактеризовать словами Народного поэта Дагестана Расула Гамзатова, как духовный Чернобыль. Психологам, социологам и другим специалистам в области общественных отношений ещё предстоит разобраться в том, что происходит с общественным сознанием в путинской России, которое уже не в силах противостоять, с одной стороны, лавине лжи и дезинформации, с другой, планомерному смешению социально-политических, исторических и моральных ориентиров, что ведёт к радикализации и разрушению этого сознания.
В действительности, как быть обывателю, когда он является свидетелем восстановления мемориальной доски Андропова на здании ФСБ, открытию памятников императорам Александру I и Николаю II, портретов Дзержинского в кабинетах силовиков, оправдания со стороны Путина т.н. договора Молотова-Риббентропа, прославления Сталина в учебниках истории, непомерной роли РПЦ в жизни общества, заигрывания коммунистов с религией и других противоречивых и взаимоисключающих событий и явлений?
Наглядным примером того, какая "каша может завариться" в голове у человека, который называет распад СССР главной геополитической катастрофой ХХ века и в то же время прославляет русских царей и присутствует на открытии памятника одному из них. Подобный когнитивный диссонанс сознания главы государства, озабоченного только сохранением вертикали своей власти, проецируется на общество, которое за двадцать три года существования новой России устало от политики "шаг вперёд, два шага назад".
Пресловутое "анти-", как неотъемлемая часть политики Кремля, выражающаяся в антиевропеизме, антиамериканизме и с недавних пор в антиукраинизме, становится, как это ни печально констатировать, критерием и мерилом оценки со стороны большей части общества событий, происходящих как внутри страны, так и за рубежом. В частности, на одном из российских сайтов недавно обсуждался казалось бы ясный на первый взгляд вопрос, который даже не требует ответа: как России относиться к ИГИЛ: как к врагу или союзнику? Немалая часть участников обсуждения считает, что поскольку ИГИЛ выступает против Америки, значит Исламское Государство, по умолчанию, является союзником России(!?).
Только вдумайтесь: мракобесов и религиозных фанатиков из террористической организации, которую весь мир признал главным вызовом человечеству, в России отдельная часть общества рассматривает как союзника. Если руководствоваться излюбленным принципом антиамериканизма, то с таким же успехом в "союзники" могут записать и талибов из Афганистана и Пакистана, "Боко харам" из Нигерии, "Харакат аш-Шабаб" из Сомали, туарегов-ансаровцев из Мали и вообще любых экстремистов и головорезов, объявивших Америку главным врагом.
В этой связи, напрашивается историческая параллель: в советское время многие режимы из стран Азии и Африки, которые просто декларировали приверженность социалистическим и коммунистическим идеям и антикапитализму, записывали в друзья и союзники, даже не задумываясь о реакционной сущности и даже изуверской природе отдельных представителей этих режимов. Многие "коммунисты" и "социалисты" из этих стран так называемой социалистической ориентации присутствовали на многочисленных съездах КПСС. Чем это закончилось – хорошо известно. Не хочется думать о том, что нынешние представители так называемой антиамериканской ориентации различного толка и вероисповедания будут, по советскому образцу, присутствовать на съездах Единой России, где будут обличать Америку и называть Россию спасительницей от мирового зла, как бы это не желали отдельные политические круги.
Общество, переживающее духовный Чернобыль нуждается не в вертикали власти, а вертикали сознания, в котором будут преобладать общечеловеческие ценности, а не претензии на богоизбранность, самобытность, когда "вставших с колен" противопоставляют окружающему миру и направляют по "особому пути" развития.