Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев подвел предварительные итоги уходящего года. По его оценкам, рост ВВП в 2014 году может составить 0,7 - 0,8%, передаёт ТАСС. Он также подчеркнул, что по итогам 9 месяцев, согласно данным Росстата, ВВП РФ увеличился на 0,8%, прежде всего за счет ускорения роста промышленного производства и сельского хозяйства. Таким образом, можно сделать вывод о том, что министр признал факт стагнации экономики в последнем квартале, так как показатель темпа роста оставался на уровне первых трёх кварталов года.
Такой расклад может свидетельствовать о том, что планы и расчеты Путина на появление внутренних источников роста экономики в условиях санкций пока не сбываются. Не исключено, что А.Улюкаев, зная слабость нацлидера к "причесанным" цифрам и информации, даже несколько приукрасил экономические показатели. Ведь согласно официальному прогнозу МЭР на 2014 год, рост экономики планировался на уровне 0,5%, что, как представляется, скорее всего соответствует действительности.
Нет ничего плохого в том, чтобы подходить к санкциям с позиции "нет худа без добра", что и пытается сделать Путин и его команда. Но здесь есть большое Но!
Попытки повернуть санкции на пользу натыкаются на результаты 15-летнего правления Путина, в течение которого не произошло серьезного изменения структуры российской экономики. Более того, эта структура стала еще консервативнее, так как под влиянием благоприятной конъюнктуры мирового рынка углеводородов практически на всем протяжении нулевых годов, российская экономика была завязана на экспорт нефти и газа. Попутно отметим, что громадные доходы от экспорта углеводородов вскружили голову Путину, сыграли не последнюю роль в подпитке его политических амбиций, в результате насущные экономические проблемы страны стали отходить на второй план. Экономика все больше и больше становилась заложницей геополитических и великодержавных претензий Путина, его гегемонистских устремлений.
Нефтегазовая экономика, госмонополии, слабый малый и средний бизнес, медленная модернизация промышленности, низкая продуктивность сельского хозяйства, высокая доля продовольственных и промышленных товаров в совокупном импорте, коррупция и хищение бюджетных ресурсов (наиболее вопиющие примеры – минобороны Сердюков и минсельхоза Скрынник), неэффективное использование со стороны правительства финансовых средств, обесценение рубля – далеко не весь перечень путинских достижений.
Вместе с тем, Путин бравирует тем, что за время "сытых" годов были созданы т.н. резервные фонды, которые, по его мнению, обеспечивают необходимую "подушку безопасности" на случай экономического форсмажора. Однако, как показали последние события, на эти фонды буквально набросились, как собаки на кость, приближенные к режиму крупные госкомпании, корпорации и банки, которые оказались неэффективными под "микроскопом" санкций.
Не выдерживают критики и расчёты Кремля на развитие импортозамещения, как панацеи от любых санкций. Между тем, как показывает опыт Китая, Турции и других стран, программа импортозамещения требует длительного времени от 5 до 7 лет. Кроме того, реализовывать эту программу в условиях невозможности привлечения технологических новинок из-за рубежа и средств с международных валютных рынков, с чем столкнулась сейчас Россия, становится практически невозможно.
Таким образом, перспективы и возможности преодоления путинским режимом последствий международных санкций собственными числами и за счет внутренних средств весьма ограничены. Это и предопределяет неутешительные прогнозы развития экономики страны на ближайшую перспективу. По оценкам, расположенной в Париже, авторитетной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членом которой является и Россия, реальный рост ВВП России в 2015 г. окажется нулевым, хотя уже в следующем году может быть зафиксирован некоторый рост. При этом, экономисты ОЭСР в два раза понизили улюкаевские оценки роста российской экономики в 2014 году с 0,8% до 0,4%.
В докладе ОЭСР, посвященному перспективам российской экономики говорится, что восстановление экономики будет зависеть от ее гибкости и способности увеличить торговлю со странами, не затронутыми санкциями. "Такое изменение направления торговых потоков занимает много времени, и реальный рост ВВП в соответствии с прогнозом будет стагнировать в следующем году, прежде чем медленно разгонится до 1,5% в 2016 г., следуя за восстановлением инвестиций в связи с импортозамещением".
Как видим, независимые источники также считают, что лечение российской экономики займёт много времени. Однако оно очень ограничено для нынешнего режима в Кремле, который за политическими авантюрами не заметил, как загнал страну в экономический тупик.