Угодивший из-за своих противоправных действий в санкционный капкан, Путин хватается за любую соломинку. Но эти соломинки от так называемых "стратегических партнёров и союзников" превращаются в настоящие бумеранги, приносящие России потерь не меньше, чем западные санкции. Это продемонстрировал и визит Путина в Турцию, где он принял участие в 5-ом заседании Совета сотрудничества на высшем уровне между Турцией и Россией.
Показанные телеканалом Россия-24 в прямом эфире из Анкары церемония подписания двусторонних соглашений и протоколов и, особенно, пресс-конференция двух президентов произвели удручающее впечатление. Прежде всего, Путин не выглядел тем самым медведем – хозяином тайги, которым он олицетворяет свои международные позиции, а скорее этаким зайчиком, жалующимся на Евросоюз и болгарских партнеров, не желающих расширять транспортную инфраструктуру для поставок российского газа в Европу, из-за чего Россия вынуждена была приостановить реализацию проекта "Южный поток". Спасибо турецким друзьям, которые с "пониманием" отнеслись к этому и готовы увеличить закупки российского газа, правда по более низкой цене, понимая также, что Путину деваться некуда. В итоге, Путин объявил о том, что "Газпром", начиная со следующего года снижает цену на 6% для турецких надежных покупателей российского газа. При этом хозяин Кремля выразил особую благодарность за то, что Турция готова предоставить свою территорию для строительства "Южного потока".
Проблемы потраченных средств на этот проект, и что потребует турецкая сторона для его продолжения, он, естественно, не касался.
На пресс-конференции Путин особо подчеркнул желание российской стороны по дальнейшему увеличению турецкого экспорта в Россию, в первую очередь сельхозпродукции. Как бы призывая турок: мы вам газ и нефть, а вы нам свои товары. Лучшего подарка туркам и не надо. По его словам, страны планируют утроить к 2023 году объем взаимного товарооборота, составляющего сейчас 33 млрд долларов. Таков ответ Путина западным санкциям – еще больше расширить российский рынок для турецкого экспорта. А как быть с развитием собственного отечественного производства, об этом он почему-то умолчал. Главное – сейчас показать, что он может обойтись и без Запада.
Международная повестка пресс-конференции свелась главным образом к сирийскому вопросу, по которому, как известно, позиции сторон прямо противоположны.
Если Путин старался не распространяться по этому вопросу, в краткой и общей форме отвечал на вопросы, то Эрдоган выглядел более агрессивно. Он говорил о бесперспективности поддержки Асада, назвав его убийцей своего народа. Эрдоган в открытой форме потребовал ухода Асада и возмещения всех расходов и потерь, которые понесла Турция из-за этого конфликта, естественно умолчав о негативной роли своей страны в ситуации, сложившейся в Сирии. Наблюдая как турецкий и российский лидеры обсуждают сирийскую проблему, временами казалось, что они выглядели как ученик и учитель. Путин практически не возражал Эрдогану, как он это постоянно прежде делал, иногда довольно резко, при обсуждении Сирии с западными лидерами. Видимо Турция менее всего похожа на тайгу. Это еще один, на наш взгляд, характерный момент пресс-конференции.
Поездка Путина в Турцию, как и его недавний визит в Китай, демонстрируют тот факт, что эти страны не прочь подзаработать на западных санкциях против России, рядясь в тогу друзей и союзников. При этом российская сторона вынуждена даже идти на уступки, приводящие только к финансово-экономическим потерям. Думаю, найдутся еще новые и новые "друзья", которые тоже не прочь погреть руки на ситуации, в которую попала Россия из-за ее лидера, вставшего в позу цивилизованному миру.