В 2014 году на российскую экономическую систему под воздействием субъективных факторов наложились две противоположные матрицы: западные санкции и путинские контрсанкции. Такое положение сложилось из-за украинского противостояния между ЕС и США с одной стороны и путинским режимом — с другой.
Искусственное воздействие на экономику, которая, как известно, развивается по объективным законам, оказалось серьезным испытанием для путинской модели развития, обнажив ее однобокость и, следовательно, неэффективность. Нефтегазовая ориентированность, акцент на государственные монополии, пренебрежение к малому и среднему предпринимательству, высокая доля импорта технологического оборудования, промышленных и продовольственных товаров, завышенный курс рубля и другие, годами нерешаемые проблемы структурной перестройки экономики обусловили катастрофическую зависимость путинской модели от внешних факторов.
Пятнадцатилетнее правление Путина продемонстрировало, что он закончился не просто как экономист, а, что очень важно, прежде всего, как политик. Иначе чем объяснить тот факт, что, прекрасно зная болячки российской экономики, он тем не менее сознательно пошел на явно проигрышное противостояние с Западом. Не чем иным, как безответственностью и авантюризмом, это назвать нельзя.
Последствия такого авантюристического курса расхлебывает финансовая и социально- экономическая система России. Ухудшение общего положения нашло свое отражение в синтетическом показателе развития экономики — Валовом Внутреннем Продукте (ВВП), сокращение которого в ноябре 2014 года на 0,5% в годовом выражении было зафиксировано впервые с 2009 года, в соответствии с мониторингом, проводимым Минэкономразвития РФ.
Примечательно, что динамика ВВП в октябре 2014 года к соответствующему периоду прошлого года составила 0,5%. В целом за период с января по ноябрь 2014 года российский ВВП вырос на 0,6%, отмечается в мониторинге. Негативное влияние на экономику и динамику ВВП оказали прежде всего отрасли и сектора, пострадавшие от санкций, т.е. связанные с поставками по импорту: обрабатывающая промышленность, строительство, платные услуги и чистые налоги на продукты и импорт. По итогам года, темп роста ВВП, по прогнозам Минэкономразвития, будет на уровне 0,4-0,5%.
Принцип домино в экономике никто не отменял: замедление и сокращение темпов роста ВВП отразилось и на функционировании финансово-банковской и денежной системы. Санкционный запрет на привлечение средств с международных рынков капитала больно ударил по ликвидности банковской системы. Это привело, соответственно, к резкому сокращению кредитных ресурсов банков и повышению Центральным банком (ЦБ) ставки рефинансирования, от которой зависит развитие реального сектора экономики.
Валютные интервенции ЦБ в условиях падения мировых цен на нефть не спасли рубль от гипертрофированного обесценивания и резкого падения курса по отношению к основным западным валютам. Некоторое замедление курса рубля после его обвала 16 декабря, прозванного "черным вторником", тем не менее не отменяет сохранения его волатильности в будущем.
Как ни парадоксально, но объявленные Кремлем так называемые контрсанкции оказались не чем иным, как продолжением западных санкций и негативно отразились прежде всего как на сборочных производствах, так и на потребительском рынке. Практически неразвитое импортозамещение, невозможность мгновенно перестроить импортные потоки на новых поставщиков показали неэффективность контрсанкций. Если к этому добавить и то немаловажное обстоятельство, что на российский рынок приходится лишь 5% экспорта еврозоны, то можно с уверенностью сказать, что путинские контрсанкции имеют обратный эффект и, скорее всего, являются непродуманной и эмоциональной реакцией Кремля на действия Запада.
Российские официальные лица вынуждены признать, что в количественном отношении разница между воздействием санкций и низких нефтяных цен с одной стороны и контрсанкций с другой составляет порядка 60 млрд долларов. Эта разница, которую можно было бы избежать, ложится тяжtлым бременем на бюджет, и без того вынужденный изыскивать резервы для покрытия убытков крупных госкомпаний, корпораций и банков, показавшим свою неэффективность под призмой санкций.
Путин 18 декабря во время пресс-конференции, говоря от перспективах выхода из финансово-экономического кризиса, отметил, что на это потребуется "года два". Однако многие прогнозы авторитетных центров и агентств свидетельствуют о том, что на протяжении 2015-2016 годов в экономике РФ практически ожидается нулевой рост при серьезной нехватке капиталовложений, росте потребительских цен и инфляции до двузначного показателя.
Как в условиях такого нулевого роста и дефицита средств видит выход из кризиса "экономист" Путин, не ясно. Можно предположить, что его советники подсчитали, на сколько время хватит прожить на средства резервных фондов — "года на два".
Чтобы вернуть экономику РФ в лоно нормального, а не пожарного развития, необходимо как можно быстрее уменьшить воздействие субъективных факторов, а именно бессмысленного противостояния с Западом.
А я, со своей стороны, поздравляю всех с наступающим Новым годом! В новогоднюю ночь подниму бокал за Россию и Украину, за два братских народа. Пожелаю, чтобы их судьба меньше всего зависела от горе-политиков!