Захват украинских территорий Кремлем под визги радости вдохновителей и сторонников теории и практики возрождения так называемого "русского мира" означает не что иное, как то, что лед национализма и великодержавного шовинизма в России тронулся. В информационное пространство уже вбрасывается идея пересмотра приграничных вопросов и вентилируется общественное мнение относительно еще одного потенциального объекта "русского мира" — Казахстана.
В Казахстане в различных кругах вызвало неоднозначную реакцию недавнее предложение губернатора Омской области В. Назарова относительно возможности и необходимости обмена приграничными территориями. Предложение обменяться территориями прозвучало на встрече глав регионов в формате круглого стола во время официального визита в середине февраля делегации Северо-Казахстанской области в Россию. Как утверждает Назаров, если этого не сделать, то один поселок может быть отрезан от России.
"У нас есть населенный пункт Русская Поляна, откуда дорога к областному центру проходит по территории Республики Казахстан. Сегодня идет демаркация границ, и если она будет завершена, то мы не сможем передвигаться по этой территории", — заявил омский губернатор.
В свою очередь, в пресс-службе правительства Омской области пояснили, что если вопрос не будет решен, соседние села "могут оказаться разделены госграницей и сообщение между районами и Омском будет утеряно". И, видимо, для минимизации политической подоплеки, сообщили, что вопрос обмена землями стороны обсуждают уже несколько лет.
Несмотря на то, что эта проблема, по мнению омичей, не новая, тем не менее, с учетом последних трагических событий в Украине и факта наличия большого числа русских и русскоязычного населения в Казахстане, а также то, что эта республика давно находится в поле зрения бесноватых сторонников "русского мира", особенно казаков приграничья, она не может не вызывать тревогу.
Даже если у руководства Омской области преобладает прагматический, хозяйственный подход к этой проблеме, оно не должно забывать о том, что проповедников "русского мира", которые, безусловно, воодушевлены своими последними "успехами" в Украине, совершенно не волнует прагматизм и реализм. Идеология вчерашнего дня — вот чем они руководствуются. Более того, им неведомо, что в отличие от Украины Казахстан после распада СССР всегда был сторонником развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве и именно его президенту принадлежит идея евразийского экономического союза, которую сейчас претворяет в жизнь Кремль.
Именно в свете участия Казахстана вместе с Россией в недавно образованном Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) настойчивое желание властей Омской области произвести обмен приграничными территориями вызывает удивление. Ведь этот Союз, даже если его участники устанавливают пограничные столбы, подразумевает прежде всего свободное обращение рабочей силы, капиталов, товаров и услуг между членами, с формированием в будущем единой валюты как высшей формы интеграции. Если Кремль в действительности нацелен на принципиально иную философию сотрудничества с бывшими партнерами по СССР, а не на новую форму их подчинения, то тогда все предложения по территориальным проблемам просто не имеют смысла.
Как государственный муж, губернатор Омской области должен исходить, на наш взгляд, именно из этого. Действовать иначе — это "лить воду на мельницу" националистов и всякого рода провокаторов, готовых "высосать из пальца" новые территориальные проблемы и споры, которых и без того предостаточно на постсоветском пространстве. Неужели непонятно, что любой пересмотр границ, даже небольшой по размерам, создаст опасный прецедент, вызовет цепную реакцию и может иметь непредсказуемые последствия.
Следует отметить, что министерство иностранных дел Казахстана отреагировало на предложение губернатора Омской области В. Назарова об обмене территориями с Казахстаном. В заявлении МИД РК отмечается, что вопросы, касающиеся демаркации государственной границы между РК и РФ, относятся к исключительной компетенции Совместной казахстанско-российской Комиссии по вопросам демаркации государственной границы. Характерно то, что казахстанская сторона подчеркивает, что со стороны России никакого официального обращения не было, и вполне резонно считает, что сначала глава Омской области должен решить вопрос с центральной властью в Москве и только после этого озвучивать свои инициативы.
Что касается Москвы, то пока официальной реакции на заявления представителя Путина в Омске не прозвучало. Не исключено, что губернатор может быть простым исполнителем неких желаний в околокремлевском окружении, которое хотело бы создать новые нежелательные проблемы в отношениях между Казахстаном и Россией.