Обсуждение вульгарной статьи замглавреда "Известий", прославляющей "крымнашизм" и вынесшей постыдный окончательный приговор расколу российского общества, совпало с событиями в Турции, в чем видится некая знаковость.
Давно подмечено сходство путинского и эрдогановского режимов, их тоталитарный характер, высокий "рейтинг" среди консервативно настроенных, религиозных слоев населения, тоскующих по былому имперскому величию. Наряду со сходством есть и одно отличие — неодинаковые точки отсчета и разная скорость процессов естественного разложения этих режимов. В Турции эти процессы, по целому ряду объективных и субъективных причин, начались раньше и приобрели необратимый характер под влиянием регулярных протестных выступлений.
Несмотря на зачистку Эрдоганом политического и правового поля страны после всплеска протестных акций конца 2013 — начала 2014 годов в связи с коррупционными скандалами вокруг членов правительства, ближайшего окружения и даже его семьи, оппозиция режиму не ослабевает и начинает переходить от мирных к насильственным формам. Так, накануне произошла цепь событий, которая продемонстрировала решительный характер действий оппозиционных исламистскому режиму сил, растерянность властей и определённые признаки деэрдоганизации общественного мнения.
Все началось с захвата 31 марта леворадикальной группировкой в Стамбульском Дворце правосудия в качестве заложника прокурора, "заматывавшего" дело о смерти подростка, скончавшегося после ранения полицейским снарядом во время разгона демонстрации в 2013 году. В результате штурма захватчики были ликвидированы, а заложник скончался в больнице, не оправившись от ранения. Спустя два дня в Стамбуле неизвестный вооруженный мужчина проник в местную штаб-квартиру правящей Партии справедливости и развития (ПСР), где с последнего седьмого этажа вывесил из окна флаг Турции, но с изображением меча под звездой. Он выкрикивал антиправительственные лозунги, назвав лидеров ПСР безбожниками. По сообщениям турецких телевизионных каналов, в течение короткого времени он был обезврежен и задержан спецподразделением полиции.
По сообщениям агентства РЕЙТЕР, в тот же день турецкая полиция застрелила женщину с оружием и ручными гранатами и задержала мужчину, которые попытались напасть на отделение полиции в квартале Ватан Чадасы Стамбула. Должностные лица заявили, что это третье нападение на официальные здания в последние два дня. Фотографии, опубликованные местными средствами массовой информации, показали — убитая рыжеволосая женщина лежит на земле с винтовкой и пистолетом на боку.
Все эти три чрезвычайных случая продемонстрировали оборотную сторону "стабильности" по-эрдогановски, которой он бахвалился на протяжении нулевых годов, будучи бессменным премьер-министром, в противовес предыдущим, часто сменявшимся светским правительствам Турции. Исламизация страны, гегемонистские устремления в регионе в виде концепции "неоосманизма" обеспечивали Эрдогану стабильную электоральную базу внутри страны и подвинули на авантюристические планы в отношении соседней Сирии. Однако затягивание сирийского кризиса, который уже перевалил четырехлетний рубеж, вызывает все большее недовольство даже среди сторонников Эрдогана, способствует усилению напряженности и дальнейшему расколу внутри страны. Начиная с 2012 года Турцию сотрясают протестные выступления различных слоев общества, студенческой молодежи, где все больше преобладают политические требования.
"Стабильность" по-путински, которую официальная пропаганда выдает в качестве главного достижения нацлидера и которую большинство населения олицетворяет с мещанским, обывательским образом жизни, антизападничеством, разгулом шовинизма и национализма, оправданием территориальных претензий к соседним государствам, во многом напоминает эрдогановскую. Между тем, "крымнашизм", о котором так пафосно пишет известинец, может сослужить Путину такую же "медвежью услугу", как сирийские претензии — его "другу" Эрдогану. Возможно, для отрезвления российского "крымнашистского" большинства потребуется больше времени, чем турецким протестующим, но то, что это произойдет, не вызывает сомнений.
В пользу такого предположения говорит то обстоятельство, что эйфория "крымнашизма" продолжается на фоне неослабевающей коррупции внутри России, сохранения вороватого окружения нацлидера, финансового ярма в виде Крыма, Абхазии и Южной Осетии, карманной судебно-правовой системы, отсутствия свободы слова, нападок на СМИ, преследований НПО и НКО и других "прелестей" тоталитарного правления. Не говоря уже о серьезных намерениях и стремлении западных стран продолжать антипутинские санкции.
В таких условиях, как показывает опыт Турции, путинскому режиму долго эксплуатировать проблему внешнего фактора в условиях невозможности постоянного обеспечения соответствующей внутренней стабильности, тем более на фоне финансово-экономического кризиса, вряд ли удастся. Как бы ни представляли российский народ, который готов все терпеть ради нацлидера, все же путинская "стабильность" ведет к ухудшению социально-экономических условий жизни, дальнейшему расколу общества, нарастанию общественно-политических противоречий, противопоставлению России внешнему миру.
Вряд ли такой сценарий дальнейшего развития может бесконечно продолжаться. Процесс депутинизации российского общественного мнения рано или поздно начнется. Протестные выступления в России наподобие турецких неизбежны и также приобретут необратимый характер. Обремененные признаками тоталитаризма и антинародной сущностью режимы, за которые всеми способами цепляются Путин и Эрдоган, обречены. Вопрос только в том, кто из них первый попадет на свалку истории?