Варвара Фаэр — известный московский режиссер, окончила факультет режиссуры ВГИКа (кафедра игрового кино). Сотрудничает с Театром.doc с момента его основания. Поставила на его сцене ряд спектаклей, в том числе нашумевший "БерлусПутин" (2012 год) по пьесе Дарио Фо "L'anomalo bicefalo". Автор и режиссер фильмов "Особенная", "Мастер запятая Маргарита" (оба — 2005 год), "Михаил Угаров. Документальный театр" (2002 год). В течение нескольких месяцев в 2015 году Фаэр готовила спектакль "Банщик" в сотрудничестве с труппой Псковского академтеатра драмы. Напомним, что на режиссера был написан донос министру культуры Мединскому, у которого запланирован визит в Снетогорский монастырь (Псковская область). Министр уже согласился встретиться с актерами по поводу постановки. Варвара Фаэр дала комментарий Каспаров.Ru.
В постановке участвовали только те актеры, кто пожелал в ней участвовать. Насильно никого в спектакль не запихивали. Я рассказывала им о технике verbatim (документальный театр. — Каспаров.Ru), им нравилось. Актеры проделали очень большую работу: они брали интервью, расшифровывали их, наблюдали за своими собеседниками. При прежнем худруке Василии Сенине постановка оценивалась как перспективная, труппой были высказаны лишь некоторые опасения: артисты волновались, как отреагирует местная пресса на спектакль, что она негативно настроена. Но все, как мне казалось, участвовали в проекте с большим удовольствием. Да, там есть некий политический подтекст — в аллегорической форме.
За несколько дней до премьеры исполняющая обязанности директора Мартынова назначила прогон пьесы. Актеры вынуждены были работать без костюмов, декораций и реквизита.
На прогон пригласли народного артиста Новохижина и заслуженного артиста Попкова, а также бывшую помощницу худрука Лизу (фамилии которой я не знаю) — которую недавно сделали его замом. Ей 24 года, и у нее нет театрального образования. Во время прогона гости мешали актерам: они постоянно звонили по телефонам, топали ногами, выходили и входили в аудиторию. Исполняющая обязанности после окончания прогона выбежала, сообщив, что ей нужно заниматься другими делами,
а заслуженный артист Попков начал на меня орать: "Вы мне тут два часа доказывали, что я говно! Весь спектакль говно и антитеатр!" Новохижин и вовсе посоветовал мне "убираться в Москву подобру-поздорову".
"Ну а зачем нашим зрителям такая реальность?" — поинтересовалась заместитель худрука Лиза. Через некоторое время вернулась Мартынова и сообщила, что теперь ей более понятен спектакль, ей не очень понравилось и она будет говорить с каждым актером отдельно и сделает им исключение: вопреки уставу театра разрешит выйти из постановки, "если она им не нравится". (Когда актер отказывается от роли по своей инициативе, его увольняют.)
То есть руководство театра сознательно пошло на провокацию: сначала был устроен прогон, на который была приглашена негативно настроенная публика, а потом актеров стали склонять к отказу от участия в постановке! После всего этого им подсунули петицию, и часть труппы ее подписала.
Актер в этом театре — бесправное существо. Им был послан ясный сигнал: постановка — говно, участвовать в ней не надо, и они подстроились под вектор руководства... И это все происходило за моей спиной!
Я оцениваю это как циничный ход со стороны Месхиева (режиссер Дмитрий Месхиев возглавляет Концертно-театральную дирекцию Псковской области. — Каспаров.Ru) — ему, конечно, не нужна постановка с непридуманными людьми, с живым языком. И в преддверии приезда Мединского он решил привлечь внимание к театру именно таким способом.
Конечно, премьера сорвана. Часть актеров отказались участвовать, заменить их некем — ведь труппа небольшая, на роли подбирались специальные типажи...
Какие-то другие актеры не пойдут уже из-за случившегося скандала. И театр при этом саботировал закупку костюмов, реквизита. Все было заранее спланировано. Это подлость, низость и провокация, и они исходят от Месхиева. Так могли поступить только люди с рабским сознанием... Я просто перехожу с театром на холодный язык юриспруденции. Возможно, подам в суд на руководство театра за срыв спектакля, который я готовила несколько месяцев.