В сообщении для СМИ на сайте МИД РФ распространена информация о предстоящем рабочем визите С.Лаврова в Азербайджан. "В соответствии с ранее достигнутой договоренностью Министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров посетит с рабочим визитом Азербайджанскую Республику 1 сентября. Состоятся его переговоры с Министром иностранных дел Азербайджанской Республики Э.М. Мамедьяровым, в ходе которых будут обсуждены представляющие взаимный интерес вопросы двусторонней и многосторонней повестки дня, а также ситуация в регионе."
Представляется, что, несмотря на дежурные формулировки этого сообщения, поездка Лаврова в Баку вряд ли носит рутинный характер. Более того, она стоит особняком в ряду участившихся в последнее время контактов между сторонами, включая встречи на высшем уровне: в июне этого года Путин посещал Баку для участия в открытии Европейских игр и провёл закрытые переговоры с И. Алиевым.
Значение и последствия предстоящей поездки Лаврова в Баку можно оценить, если всесторонне проанализировать события, связанные с посещением Путина Баку. А в этих событиях, на наш взгляд, находится ключ к пониманию и прогнозированию дальнейшего развития российско-азербайджанских отношений, которые приблизились к определенному моменту истины.
Баку фактически превратился в союзника Кремля в его антизападной пропаганде и обвинений в адрес США и Запада. Антизападные высказывания бакинских чиновников и провластных СМИ носят резкий, вызывающий и рискованный характер, имея в виду серьезные последствия для отношений Азербайджана со странами Запада и международными организациями.
Напомним, что мининдел Азербайджана Э. Мамедьяров дважды в этом году уже встречался с Лавровым в Москве: накануне Евроигр в мае и после них – в июле. Обе поездки азербайджанского министра в Москву были связаны с подготовкой и реализацией июньской встречи президентов двух стран на полях Евроигр. Такой, достаточно плотный график встреч и переговоров может свидетельствовать, прежде всего о том, что стороны заняты решением серьезных и, возможно, прорывных вопросов.
В официальных сообщениях относительно как первой, так и второй встречи мининдел фигурировали обычные для Азербайджана и России двусторонние вопросы: карабахское урегулирование, энергетическое сотрудничество, перспективы региональных газо-нефтепроводов, каспийская проблематика.
Однако, это только верхняя часть айсберга, так сказать, внешняя видимость, за которой скрывается главное, что движет Москвой и Баку в последнее время и закрытое для посторонних глаз. Вместе с тем, на пресс-конференции 17 июля Лавров заинтриговал присутствующих журналистов, сказав, что интенсификация контактов начнется "после летних каникул" – в сентябре. Интрига не заставила себя долго ждать.
Ровно через месяц, 17 августа на сайте телеканала "Звезда" была размещена сенсационная новость, касающаяся намерения России возвести новую радиолокационную станцию (РЛС) в Азербайджане, вместо существовавшей с советских времен Габалинской РЛС, которая была закрыта в 2012 году по причине разногласий между Баку и Москвой о размере арендной платы.
"Возведение станций "Воронеж" продолжается, и не только в России (Печора и Мурманск). Планируется, что в 2017 году начнется строительство в Азербайджане – взамен отошедшей Баку РЛС "Дарьял" в Габале. Новая станция будет исключительно российского подчинения, что позволит закрыть те участки, куда не "добивает" РЛС из Армавира", – сообщала " Звезда" – главный рупор Минобороны РФ.
По мнению специалистов, станции "Воронеж" предназначены для обнаружения и сопровождения баллистических и крылатых ракет и других аэродинамических объектов. РЛС этого типа могут легко "просматривать" 6000 километров по горизонту и 8000 километров по вертикали и контролируют до 500 объектов единовременно.
Это известие, естественно, не комментировалось по понятным причинам официальными Москвой и Баку и, кстати, не опровергалось. Тем не менее, его можно рассматривать как ключевой компонент и результат интенсификации российско-азербайджанских отношений за последнее время и как средство давления на Запад. Хотя новость о строительстве РЛС в Азербайджане вызвала неоднозначную оценку, различные домыслы и даже недоумение в экспертном и журналистском сообществе.
Мы позволим себе не согласиться и с теми наблюдателями, которые считают материал "Звезды" уткой и намеренной утечкой информации, пробным шаром для анализа реакции на нее населения и заинтересованных кругов на Западе. Эволюция российско-азербайджанских отношений говорит об обратном, а именно о планомерной и целенаправленной деятельности руководства двух стран и лично Путина и Алиева по сохранению и укреплению позиций России в Азербайджане.
Скорее всего, Алиев не блефует в своих отношениях с Западом. Он дает понять, что если западные деятели и международные организации не прекратят своей усиливающейся критики нарушений прав человека, преследований журналистов и гражданских активистов, то Баку плотно сойдется с Москвой и вообще задумается о евразийской интеграции. А появление российской РЛС в Азербайджане нужно прежде всего Путину, который полагает, что с ее помощью он убьет сразу несколько геополитических "зайцев".
В частности, Россия начнёт усиливать свои позиции на Южном Кавказе, учитывая противостояние с Западом на Украине и в Сирии, демонстрировать свою способность контролировать любую активность в этом регионе, в том числе, террористическую. Ведь все обеспокоены угрозами ИГИЛ, не так ли – может, при необходимости, парировать Кремль. Вот мы и будем защищать огромный регион от террористов и мракобесов, хитро при этом улыбнется и потрет руки Путин. А еще, Москве удастся сохранять баланс сил в контексте армяно-азербайджанского и карабахского конфликтов и держать Запад подальше от посредничества между Азербайджаном и Арменией.
Не исключено, что военно-политическое сближение Баку и Москвы – это обещание Кремля на поддержку в Карабахе. В частности, речь может идти об освобождении части территорий Азербайджана вокруг Карабаха или же вообще о комплексном решении карабахского конфликта на путях евразийской интеграции.
Развитие событий свидетельствует о том, что решение этой застарелой проблемы вступает в новую фазу, обусловленную активизацией Москвой интеграционных процессов в рамках созданного Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) и недавним вступлением в него Армении. Существенным моментом является то, что Еревану не удалось протащить в эту организацию т.н. Нагорно-Карабахскую республику, на что рассчитывали сепаратисты. Это можно расценить, прежде всего, как реверанс России и других членов ЕАЭС – Казахстана и Беларуси – в сторону Азербайджана, подтверждение его территориальной целостности. С другой стороны, это и некий "пряник" Баку, и сигнал к тому, что Карабах может оказаться в ЕАЭС только, если Азербайджан вступит туда.
По имеющейся информации, Азербайджан неоднократно получал приглашение, в том числе и на высшем уровне, присоединиться к ЕАЭС, рассматриваемому Москвой в качестве главного геополитического и экономического проекта, в противовес ЕС. Как показывает практика создания ЕС, интеграционные процессы проходят несколько этапов: таможенный союз, свободное передвижение товаров, услуг и рабочей силы, ликвидация границ, валютный союз и наконец формирование единого правового пространства.
Подобная эволюция де-факто и де-юре исключает существование каких-либо сепаратистских образований. Эту непреложную истину должны понимать как в Ереване, так и в Степанакерте. Поэтому, если предположить, что Азербайджан вступит в ЕАЭС, Карабахский вопрос и претензии сепаратистов со временем просто сойдут на нет, как анахронизм, а посредническая Минская группа ОБСЕ прекратит своё существование за ненадобностью.
Теперь становится понятно, почему Москва так долго держала ключ от Карабаха до сформирования соответствующих условий. Видимо наступил благоприятный момент, когда этим ключом в виде РЛС, помимо азербайджано-армянских противоречий, можно решать целый ряд проблем геополитического и геостратегического характера.
Однако, при таком подходе Кремль рискует усилением дрейфа Армении в сторону Запада, на котором настаивает оппозиция президенту Саргсяну, столкнувшемуся в последнее время с протестными акциями населения. Существует и немалая вероятность того, что в случае сильного давления Москвы на Ереван, Запад, в качестве ответной меры, может признать Карабахскую республику, с серьезными предсказуемыми последствиями не только для Кавказа, но и близлежащего региона Ближнего и Среднего Востока.
Таким образом, Кремль, намерением открыть новую РЛС на Кавказе, начинает опасную и рискованную геополитическую игру, пытаясь вовлечь в нее не только Азербайджан, но и Армению.
Поэтому можно предположить, что поездка Лаврова в Баку 1 сентября – необходимый и важный этап в развёртывании очередной авантюры Путина.