Существует немало признаков, свидетельствующих о том, что есть много общего в методах правления сталинского и путинского режимов. Это, наряду с территориальным захватом и военной агрессией против соседних государств, использование идеологических методов в подрывной деятельности.
На официальном сайте Службы безопасности информации (СБИ) Чехии опубликован доклад, из которого следует, что Россия создает в Европе структуру, основанную на идеологии, которая может оказаться приемлемой для широкого спектра политических сил: от левых экстремистов до крайне правых.
"Набор инструментов российской пропаганды в Чехии начинается с идеологического манипулирования гражданами, которые по незнанию поддерживают усилия российской пропаганды, и заканчивается профессионалами, которые сотрудничают с русскими сознательно", — утверждает орган чешской контрразведки.
Как считают авторы документа, российская и пророссийская пропаганда в Чехии и других странах — членах ЕС направлена не только против целостности ЕС и НАТО. Россия с помощью своих агентов пытается создать в Европе идеологическую структуру, аналогичную Коминтерну, основанному в 1919 году в послереволюционной Москве. Эта структура базируется на идеологии российского политолога Александра Дугина и его теории неоевразийства. Нынешняя международная, политическая и социальная ситуация очень близка к тому, что происходило в 30-е годы прошлого века — в золотую эру Коминтерна, отмечается в документе.
Утверждения чешских контрразведчиков относительно использования Кремлем в подрывной деятельности идей Дугина не случайны и имеют под собой серьезные основания. Если проанализировать идеологические установки и деятельность Дугина, то становится очевидным, что война за Украину ведется Путиным не только в самой Украине, но и в Европе. И одновременно война в Украине для Кремля является войной за Европу. За умы граждан европейских стран. За пространство от Лиссабона до Владивостока. За великую Евразию. За "царство благоденствия, равенства всеобщей справедливости и духовно-нравственной чистоты". Такую мысль, по крайней мере на официальном уровне, кремлевская власть пытается донести до Европы.
В своих теоретических опусах "евразиец" Дугин констатирует существование цивилизационного конфликта между Россией и Западом (Европой), который предлагалось решить путем уничтожения западников в их нынешнем варианте как цивилизации. Для этого, в частности, предлагалось прибегать к использованию уже имеющихся (в Европе) сетей, которые сами по себе так или иначе направлены на разрушение современной европейской цивилизационной идентичности. А именно — тоталитарные секты, сепаратистские движения, движения неонацистов и расистов, анархистов и антиглобалистов, радикальных экологов, евроскептиков, изоляционистов, нелегальных мигрантов из Европы.
Выявленные и систематизированные СБИ данные о подрывной деятельности Кремля в Европе позволяют сделать вывод, что идеи, выдвинутые Дугиным, были на практике реализованы российскими спецслужбами. К примеру, для оправдания вооруженной агрессии России против Украины, дискредитации внутренней и внешней политики ЕС и США путинский режим использовал все многообразие своей европейской агентуры (неонацистов из германской Национал-демократической партии, сепаратистов из итальянской Лиги Севера, испанских, греческих, итальянских, французских коммунистов и евроскептиков, антиамериканские движения и т.п.).
Особую обеспокоенность вызывает абсолютное непонимание гражданами европейских государств той опасности, которую несет путинский режим для всей Европы. Режим, который, прикрываясь традиционными ценностями, миролюбивостью, интернациональной толерантностью и межрелигиозным взаимопониманием, по факту не является таковым. Современный кремлевский режим исповедует идеалы нацизма, упакованные в привлекательную евразийскую обертку, культивирует идеи расового превосходства российского этноса на территории Евразии, оправдывает вооруженное насилие тезисами об исторической справедливости и т.п.
Брюссель, к сожалению, слишком долго раскачивался относительно принятия контрпропагандистских мер противодействия Кремлю, полагая, что экономические санкции смогут повлиять на агрессивный курс Путина. Лишь в марте 2015 на саммите ЕС было решено подготовить план по противодействию "российской дезинформации", прежде всего в освещении украинского кризиса, в том числе пропаганде на русском языке в странах — членах "Восточного партнерства" и самом ЕС.
Уже в июне глава дипломатии ЕС Федерика Могерини представила во вторник на Совете ЕС по общим делам в Люксембурге предложения на девяти страницах, которые были оформлены в документ по стратегии коммуникации и были одобрены главами государств и правительств на саммите Евросоюза 25 июня. Представляя предложения, Могерини заявила о том, что Евросоюз готов выступить единым фронтом против дезинформации и пропаганды со стороны Кремля.
Как сообщало близкое к структурам ЕС сетевое издание EUobserver, Брюссель хочет противопоставить российскому видению событий "позитивную картину" ЕС, финансировать независимые СМИ и т.д. Коммуникационный контент должен "позволить гражданам легко понять, что предлагаемые ЕС политические и экономические реформы со временем окажут позитивное влияние на их жизнь". Во Внешнеполитической службе ЕС создается специальное подразделение "East StratComTeam" по координации этой работы.
Таким образом, наряду с санкционной составляющей, безусловно оказывающей негативное влияние на российскую экономику и финансы, Евросоюз постепенно разворачивает пропагандистское направление в борьбе с путинизмом. Эффективность этого направления будет зависеть от множества факторов, прежде всего от понимания опасности, которую представляют планы Москвы по созданию Нео-Коминтерна для евроатлантических ценностей.
Появление доклада чешской службы безопасности оказалось как никогда своевременным и будет способствовать более целенаправленной работе по предупреждению и ограничению подрывной деятельности Кремля в странах Европы
Усиление этой работы актуализируется также и в связи с наплывом в Европу беженцев с Ближнего Востока, среди которых, наряду с исламскими террористами, могут затесаться и завербованные российскими спецслужбами агенты из арабских и других государств, лояльных Москве.