Речь, конечно же, не идет о том, что российское голубое топливо по газопроводу "Турецкий поток" будет поступать в Швецию. Просто дело дошло до того, что сирийский "подарок" Путина Эрдогану любезно привел затянувшиеся российско-турецкие дебаты по этому проекту в расположенный в Стокгольме Международный Арбитражный суд.
1 декабря исполняется ровно год, как "Турецкий поток", возникший по мановению путинской "сакральной" палочки из "Южного потока", никак не может достичь Турции. В декабре 2014 года в Анкаре ужаленный санкциями Путин, как ему показалось, сделал "ход конем", договорившись с "другом" Эрдоганом по пересадке с одной трубы на другую. Много воды утекло с тех пор, вместо природного газа.
"Ход конем", однако, оказался не проходным для путинского коня — "Газпрома", который, как показывает дальнейшее течение российско-турецкого поединка вокруг "Турецкого потока", приносит большие жертвы ради пирровой победы кремлёвского "короля", упорно не расстающегося с планами наказать Украину, протянув газопровод в обход соседней страны.
Затянувшаяся эпопея с "Турецким потоком" типична для сегодняшней России, где все вопросы государственной важности решаются не в соответствии с объективными потребностями и реальными возможностями, а в угоду непомерным амбициям одного человека, прозванного "нацлидером". Страна фактически стала заложницей авантюристического курса нынешнего хозяина Кремля с его маниакальной идеей демонстрировать мощь России, с которой считались бы в мире.
На претворение этой бесперспективной и вредной идеи с огромными издержками для социально-экономического развития страны нацелен весь административно-управленческий аппарат, финансово-экономическая система страны. Этим занимается и "национальное достояние" России — "Газпром", который реализует вредные с экономической точки зрения, политически ангажированные проекты под патронажем Путина.
Так, вместо того, чтобы договариваться с Украиной по использованию и расширению существующей инфраструктуры по экспорту газа в Европу, "Газпром" ввязался в дорогостоящие проекты по строительству трубопроводов в обход этой страны — "Северный поток" и "Южный поток". Этим было ясно продемонстрировано, что не экономическая целесообразность, производственная рентабельность и экономия средств лежит в основе государственной политики путинского режима, а отвратительная великодержавная отрыжка в отношении непреклонной Украины, вознамерившейся выбрать европейский вектор развития.
Введенный в окончательную эксплуатацию в 2012 году, "Северный поток", по различным оценкам, обошелся российскому бюджету в 10-12 млрд евро. Его заполняемость, по мнению специалистов, сейчас не превышает 60 процентов пропускной способности, составляющей 55 млрд кубометров газа в год.
В "Южный поток" изначально закладывалась проектная стоимость в 16 млрд евро. Однако затем, в октябре 2014 года, руководством "Газпрома" было объявлено, что проект потребует еще 7,5 млрд евро инвестиций сверх запланированных 16 миллиардов. Обратите внимание, это было объявлено в самый разгар противостояния с Западом по Украине и раскручивания антипутинских санкций, что лишний раз свидетельствует об отсутствии всякого стремления к экономии средств в условиях начавшегося финансово-экономического кризиса.
Между тем, распил "южных" средств оказался нелегким занятием: "аморальная" Европа в ответ на наглую выходку Путина против Украины проявила решительность, и Брюссель в сентябре 2014 года официально отказался от "Южного потока". Турецкие "друзья", несмотря на обещанную Путиным скидку в 6% на поставляемый газ, тоже подвели: после длительных переговоров по четырем ниткам "Южного потока" совокупной мощностью в 63 млрд кубометров "Газпрому" удалось уговорить турецкую компанию "БОТАШ" только на одна нитку в 15,75 млрд кубометров газа.
Ушлые турки, понимая политическую ангажированность "Южного/Турецкого потока" и его значимость для амбициозного Путина, решили "бесплатно не батрачить", и после того как с 1 января 2015 года цены на газ для Турции были снижены, Анкара стала добиваться повышения скидки на российский газ c 6% до 15%. В феврале министр энергетики и природных ресурсов Турции Т. Йылдыз заявлял, что его стране удалось договориться о скидке на необходимые 28-30 млрд кубометров газа в размере 10,25%. Однако дополнительное соглашение так и не было подписано.
Однако в конце июля международные информагентства сообщили о заморозке переговоров по строительству "Турецкого потока". В числе причин называлось отсутствие договоренности о предоставлении турецкой стороне скидки на российский газ. Вместе с тем глава российского Минэнерго Александр Новак опроверг прекращение переговоров между Москвой и Анкарой по строительству газопровода. Он заявил, что России и Турции уже удалось согласовать размер скидки, которая составит 10,25%. При этом соответствующие документы еще не подписаны.
В начале сентября, по сообщениям российских СМИ, "Газпром", дескать, договорился с Турцией начать строительство газопровода с одной его ветки, по которой газ будет поставляться потребителям самой Турции. Но уже в середине месяца зампред правления "Газпрома" А. Медведев сообщил, что запуск первой нитки "Турецкого потока", запланированный на конец 2016 года, отложен на более поздний срок из-за политического кризиса в Турции.
На этом извилистый путь "Турецкого потока" тем не менее не закончился. Анкара, так же как и Москва, решила попользоваться в этом проекте политическим фактором. Благо подвернулся благоприятный случай — решение Путина непосредственно вмешаться в сирийский конфликт, где Турция уже более четырех лет вместе с Саудовской Аравией Катаром и всевозможной исламистской шпаной пытается свергнуть Б. Асада. Эрдоган в связи с действиями ВКС России в Сирии разразился резкими заявлениями даже на газовую тематику, на которые Кремль реагировал достаточно спокойно.
Не вызывает сомнений то обстоятельство, что решение "БОТАШ" подать в Международный суд на "Газпром" является прямым следствием и "материальным" наполнением эрдогановских "угроз" относительно пересмотра двусторонних договоренностей в сфере энергетики. Анкара рассчитывает таким образом надавить на Москву и добиться выгодных условий скидки на поставляемый природный газ в размере, устраивающих именно турецкую сторону.
Такое неожиданное развитие событий в реализации "Турецкого потока" между сторонами, называющими себя "стратегическими партнерами", является результатом, прежде всего, бездарной внешней политики Кремля, в частности, в регионе Ближнего и Среднего Востока. Путин долгое время закрывал глаза на двойственную игру Эрдогана в этом регионе и поплатился сейчас за это, оказавшись в положении, когда на него оказывают давление.
Чем бы ни закончилось разбирательство Международного арбитража относительно "Турецкого потока", вред, который приносит стране использование "Газпрома" в достижении сомнительных политических целей, очевиден. Если к этому добавить и антитрастовые разбирательства, которые инициировала ранее против "Газпрома" Еврокомиссия, то можно представить масштаб экономических "достижений" нацлидера и его клептократического окружения.