В день Народного единства в Москве при поддержке русской православной церкви и столичного департамента культуры открылась выставка "Православная Русь" — своего рода экспозиционный аналог единого учебника истории. "Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, которую мы не ценили, не понимали — всю эту мощь, богатство, счастье", — открывающая выставку цитата Ивана Бунина, пожалуй, лучше всего описывают общую идею экспозиции. Правда организаторы распространяют ее куда дальше, чем автор — не только на дореволюционный, но и на советский период истории страны. Удивительно, но на выставке о "православной Руси" именно коммунистический период занимает большую часть пространства.
Авторы фактически попытались найти компромисс между противоречиями отечественной истории, примирив их в несложной мысли о величии и мощи страны на разных этапах ее развития, вне зависимости от того, были ли у власти цари или большевики. Недаром в экспозиции соседствуют промышленные достижения России до 1914 года и в эпоху индустриализации, а советские писатели славят широту души русского народа и благородство империи вместе с белоэмигрантами. Однако в достойную восхищения историю страны, по законам жанра, несколько раз вмешивалось и безусловное зло. Таковым на стендах и в коротких фильмах предстают революции (равно 1905, 1917 и 1991 года), а также их сторонники, зачинщики и вольные и невольные пособники (главными героями здесь становятся русские либералы).
Среди других форм зла — атеизм, приведший к "духовному обнищанию" народа, из-за которого он и поддался антимонархической пропаганде, а также мировая закулиса, исторически поддерживавшая русских революционеров или наживавшаяся на несчастьях России.
Не случайно один из вопросов, ответы на которые посетители узнают из краткого фильма на выходе с выставки: "Какая страна получила наибольшую финансовую выгоду в результате I и II мировых воин?" (Правильный ответ — США). Волей-неволей возникает ощущение, что главная цель мероприятия не просто рассказать об истории России и православной церкви, пусть даже в "зачищенной" от всех противоречий официозной трактовке, а лишний раз напомнить посетителям телеверсию ответа на ставший сакральным вопрос, кто строит козни против отечества. Цитаты говорят сами за себя.
"Нетерпеливое стремление к власти либеральных лидеров толкало их к агрессивной антиправительственной пропаганде. Немало их усилий было направлено на дискредитацию царской семьи… Идеей насильственного свержения монархии увлеклись не только либералы и "левые": о ликвидации самодержавия мечтали и русские интеллигенты, и "прогрессивные" дворяне, офицеры, немалая часть генералитета, даже члены императорской фамилии.
Все они, охваченные гуманистическим воспитанием и образованием, были уверены, что Россия неизбежно должна вступить на путь "мировой цивилизации". Либеральная и революционная оппозиция, получавшая поддержку из-за рубежа, была направлена на уничтожение традиционного российского государственно-политического строя",
— объясняют организаторы выставки в разделе, посвященном вызовам времени в предреволюционную эпоху.
"Среди российской образованной публики все большее влияние получили материализм и атеизм. Российское общество вступило в пору духовного оскудения", — резюмируют они.
Впрочем, в трактовке авторов есть в российской истории и одна фигура с неопределенным знаком — Иосиф Сталин. Посвященный ему стенд разделен на две части. На каждой сменяют друг друга цитаты политиков, историков, философов, деятелей искусства. Те, что слева, говорят о его достоинствах как вождя и военачальника, те, что справа — о его преступлениях. Упоминаются и репрессии той эпохи, но только в отношении духовенства. Несколько залов посвящены новомученикам — погибшим в лагерях священникам. В одном из них, пожалуй, самый интересный экспонат выставки — атрибуты культа, которые священники использовали при тайных богослужениях в лагерях. Рядом с ними не менее сильный стенд — письма солдат Второй мировой войны своим матерям.
Но немногочисленные "личные" экспонаты кажутся крупицей на фоне государственной махины — архетипической великой империи, которая, по сути, и является главным положительным героем экспозиции.
Магистральным идеям выставки организаторы подчиняют отобранные цитаты, интерпретации, факты и мифы, умалчивая о не вписывающихся в концепцию событиях. Не дают они и ответа на вопросы, которые сами собой возникают из предложенной концепции — каким образом уничтожившие великую страну красные "бесы" построили империю, которая подана как равная своей предшественнице. И как в этой новой "великой" стране могло происходить то, что происходило. "Этих священников замучили в тюрьмах", — показывает молодая мать своему семи-восьмилетнему сыну один из стендов. "Почему?" — с ужасом и недоумением восклицает ребенок. Прежде чем ответить, мама долго думает и, кажется, так и не находит нужных слов. Нет их, по всей видимости, и у организаторов выставки. И это не казалось бы странным, если бы другие исторические задачи они не решали бы с такой легкостью.
04.11.2015,
Бачинский Алексей