Интересные вещи сейчас происходят вокруг Сирии.
1. США заявляют о возможном начале сухопутной операции против ИГ.
2. Россия выражает обеспокоенность.
3. Асад заявляет об агрессии.
4. Турция заявляет, что не допустит создания российской военной базы на своей границе с Сирией.
Рассмотри базовый принцип.
После Карибского кризиса, вооруженные силы ядерных держав и блоков ни разу не встречались на одном театре военных действий. Все войны велись опосредованно, через поддержку повстанцев/ополченцев/моджахедов и прочих иррегулярных формирований.
Впервые этот принцип нарушил Кремль, начав несогласованную с другими ядерными державами военную операцию в Сирии. США отреагировали сразу, прекратив полеты над частью территории Сирии и начав переговоры с Кремлем.
Тем не менее, прямого столкновения избежать не удалось. Наиболее известный случай, когда самолет одной из стран НАТО сбил бомбардировщик РФ, выполнявший боевое задание в зоне конфликта.
Присутствие ядерных держав на одном театре военных действий перестало быть табу и стало объективной реальностью. В соответствие с этой реальностью стороны считают риски и оптимизируют свои планы в этом конфликте.
Заявления США, Турции, России и Асада говорят о том, что:
- либо достигнута договоренность между Вашингтоном и Москвой о судьбе Сирии без Асада;
- либо, просчитав все риски, США приняли решение действовать без оглядки на Кремль.
И первый и второй сценарий сейчас выглядят равновероятными. В первом случае, Москва будет "выражать озабоченность", но закулисно согласовывать свои действия с Вашингтоном. Во втором случае, США показывают, что не боятся российских санкций, аналогичных введенным против Турции. И, в случае необходимости, готовы сбивать российские самолеты, несущие опасность наземным войскам.
Второй вариант развития событий возможен из-за ошибок Кремля. Руководство РФ втянуло страну в авантюрную военную операцию, без войну тщательной предварительной проработки. Единственной гарантией для российских войск в Сирии был шантаж ядерным статусом РФ. После того как ядерный шантаж оказался блефом, любая страна, которая не боится за экспорт своих помидор, может сбивать российские самолеты в зоне конфликта.
Эта же логика говорит о возможности первого варианта. Понимая свою уязвимость, Путин может пойти на смягчение позиции в переговорах с США. Это как раз тот случай, когда признание своих ошибок может быть лучше для страны, нежели продолжение ошибочной политики.
! Орфография и стилистика автора сохранены