Да простит меня читатель за частое обращение к энергетической тематике. Объясняю: во-первых, нефть и газ являются не только столпами сырьевой российской экономики, но и кормушкой правящего клептократического режима, необходимыми условиями его выживаемости. Поэтому, постоянный мониторинг нефтегазовой проблематики является индикатором устойчивости путинского режима и временных параметров его жизнедеятельности.
Во-вторых, 29 февраля состоялось важное международное событие, которое наряду с другими мероприятиями мировой энергетической повестки будет способствовать постепенному высыханию нефтегазового корыта Кремля. И, к сожалению, вести к дальнейшему ухудшению российской экономики, которую антинародный ареопаг Кремля из-за меркантильных соображений не избавляет от сырьевой зависимости.
Накануне в Баку завершилось Второе заседание Консультативного совета "Южного газового коридора" – мегапроекта, который должен обеспечить прямую связь между газовым рынком ЕС и одними из крупнейших газовых месторождений в мире – Каспийского региона и Ближнего Востока.
В работе Совета участвовали президент Азербайджана Ильхам Алиев, министры энергетики стран "Южного газового коридора", включая вице-президента Еврокомиссии по энергетике Мароша Шефчовича, спецпредставителя Госдепартамента США Амоса Хокштейна, спецпредставителя Великобритании по энергетике Эдмунда Хоскера, госсекретаря Италии Клаудио Де Винченти и др.
"Южный газовый коридор" (ЮГК) – проект расширения действующего Южнокавказского газопровода (Баку – Тбилиси – турецкий Эрзерум ), а также постройки в Турции Трансанатолийского газопровода "TANAP" и его продления по Европе – Трансадриатического газопровода "ТАР".
Предполагаемая протяженность ЮГК – 3500 километров. Основная цель проекта – повышение безопасности поставок газа в Европу, исключение России как монополиста в роли поставщика и расширение, наряду с Украиной, транзитных возможностей по доставке газа в Европу. Заявленная стоимость проекта – порядка 45 миллиардов долларов, совокупная пропускная способность составит 60 млрд. куб. м газа в год, при первоначальной мощности в 16 млрд. куб. м, из которых 6 млрд. пойдут на нужды Турции, остальные 10 млрд. – в Европу.
Предполагается, что основными поставщиками газа станут Азербайджан, Туркменистан и, возможно, Иран. В будущем могут быть включены Ирак, Египет и Израиль, но на данный момент сложная ситуация на Ближнем Востоке позволяет рассматривать их лишь в качестве потенциальных участников. Ключевой транзитной страной будет Турция, другие транзитные маршруты пройдут через Каспийское и Черное моря и Восточное Средиземноморье.
По итогам бакинского заседания Консультативного совета ЮГК была принята Декларация. В документе высоко оцениваются достижения в реализации проекта "Южный газовый коридор" за прошедший год после Первого заседания, состоявшегося в феврале 2015 года.
В Декларации, в частности, отмечается, что будет продолжена работа по анализу и оценке текущего состояния и будущих перспектив расширения "Южного газового коридора" на рынки за границами ЕС – включая страны Балканского региона. С этой целью подчеркивается особый интерес к смычке ЮГК с проектами газопровода Греция-Болгария и Ионическо-Адриатического газопровода.
В документе также подчеркивается важность поддержки сотрудничества с национальными и европейскими финансовыми институтами и укреплению эффективных механизмов для финансирования "Южного газового коридора". Для решения проблем по привлечению новых стран поставщиков и транзитеров предлагается продолжить консультации в рамках действующих рабочих групп на двусторонней и многосторонней основе.
Обращает на себя внимание отсутствие в обсуждениях заседания и Декларации вопросов состояния и перспектив осуществления проекта "Турецкий поток", пришедшего на смену российскому "Южному потоку" – строительство газопровода в Европу в обход Украины, как орудие давления Кремля и уменьшения её роли транзитной страны.
Более того, на прессе конференции по итогам заседания М. Шефчович подчеркнул, что Европейская Комиссия считает, что маршрут транзита газа через Украину должен сохраняться, так как, несмотря на напряжённость на восточной границе, эта страна доказала надёжность транзитного статуса.
Заявление высокопоставленного деятеля ЕС можно рассматривать как свидетельство неактуальности для Брюсселя проблемы реализации "Южного/Турецкого потока" и его перспектив в качестве возможной составной части ЮГК. Не исключено, такая позиция Брюсселя и послужила причиной того, что в недавнем интервью германской "Die Welt", министр энергетики РФ А. Новак не исключил частичной поставки российского газа в Европу через Украину после введения в эксплуатацию газопровода "Северный поток-2".
В связи с фактическим фиаско (из-за антитурецкого выпада Путина), трансформации "Южного потока" в "Турецкий поток" Кремль в настоящее время рассматривает "Северный поток-2" в качестве противовеса и конкурента "Южному газовому коридору". Между тем, если "Северный поток-2", считающийся российско-германским проектом, проталкивается прокремлёвским европейским лобби во главе со Шрёдером, то ЮГК поддерживается странами Южной Европы во главе с Италией.
Если путинско-шрёдеровский проект еще даже не получил необходимой юридической и технической оценки Брюсселя, то ЮГК находится в стадии реализации. Строительство "TANAP" уже начато и 20 процентов работ завершены. Что касается "ТАР", то по информации канадского издания "Natural Gas Europe", работы по прокладке 900 километрового Трансадриатического трубопровода от западной турецкой границы через Грецию, Албанию и Адриатическое море на юг Италии начнутся в марте этого года.
Ранее, в январе, как сообщает официальный сайт "ТАР", были объявлены тендеры на инженерное и электротехническое обеспечение этого проекта.
Составные части "Южного газового коридора" – "TANAP" и "ТАР" – вступят в эксплуатацию в 2018 и 2019 году, соответственно. Ожидаемые к этому времени поставки газа по этому маршруту покроют до 20% потребности ЕС в голубом топливе (доля России сейчас 30%), что составит порядка 90 миллиардов кубометров газа в год. Кроме того, план реализации коридора предусматривает создание по инициативе ЕС Каспийской организации развития, которая включит максимальное число государств Каспийского бассейна и прилегающих регионов.
Таким образом, несмотря на кажущуюся вялость и неспособность Брюсселя эффективно противостоять Кремлю, тем не менее, руководство Евросоюза последовательно, шаг за шагом проводит энергетическую политику по значительному уменьшению зависимости от российского газа.
Что в итоге приведет к укрощению спеси и самомнения Путина, урезанию финансовой подпитки его агрессивного внешнеполитического курса и внутренней клептократической политики.