Русская поговорка "Каков поп, таков и приход" у меня ассоциируется с Путиным и "Газпром"ом. Когда православный чекист, ставший по недоразумению президентом, с определённого момента решил демонстрировать окружающему миру свою "гениальность" политического комбинатора, российский газовый монополист превратился не только в кремлёвскую приходскую кормушку.
"Газпром" стал одним из инструментов путинской авантюристической политики признания "величия" России любой ценой, её "законных" притязаний на роль мирового лидера, утраченного якобы с распадом СССР.
Для этого удачно подходила "газовая дубинка", которой можно было размахивать перед окружающим миром, в первую очередь, Европой, традиционно зависящей от поставок российского газа еще с советских времен. Путин, у которого закружилась голова от колоссальных нефтегазовых доходов, цинично полагал, что лузеры европейцы никуда не денутся от газовой удавки и можно будет спокойно проворачивать свои сомнительные великодержавные делишки.
При этом кремлёвский газовый "стратег" не упускал возможности то язвительно, то с ухмылкой, а иногда и с издевкой уколоть европейцев, мол "никуда не денетесь со своими энергосберегающими технологиями" и будете покупать у России газ, или же "топите свои дома дровами" и так далее, в таком провокационно-чекистском духе.
Новоявленного хозяина Кремля совершенно не трогало то обстоятельство, что даже во времена холодной войны при бОльшей зависимости Европы от газа, поступавшего из восточносибирских месторождений, советские руководители не позволяли себе прибегать к газовому шантажу.
Грузинская 2008 года и особенно украинская агрессивная путинская авантюра 2014 года с отъёмом суверенных территорий подвели окончательную черту под газовой беспечностью Евросоюза и обозначили начало политического и энергетического фиаско Путина и его газовой лавочки.
Введенные США, Евросоюзом и их союзниками солидарные санкции способствовали не только международной изоляции путинского режима, но и серьезно отразились на бизнес-планах "Газпром"а. После введения в 2012 году в эксплуатацию "Северного потока" по поставке по дну Балтийского моря голубого топлива в Европу, российский газовый гигант практически не может реализовать ни один из намечаемых проектов.
Заблокированный Евросоюзом "Газпром"овский "Южный поток" по прокладке газопровода в Европу в обход Украины, дополнился заморозкой со стороны Анкары так называемого "Турецкого потока", которым Путин своими чекистскими "приемчиками" решил было обойти запрет Брюсселя.
Застопорившись на южном направлении, Путин со своим "Газпром"овским колхозом и европейскими подельниками во главе со Шрёдером вновь обратил взоры на север и попытался навязать Брюсселю ещё один проект – "Северный поток-2". Но и здесь его ждало горькое разочарование: проект не соответствует юридическим и техническим регламентам новой энергетической стратегии, принятой Евросоюзом вскоре после украинской агрессии Кремля.
Вместо этого Брюссель в настоящее время поддерживает мегапроект под названием "Южный газовый коридор", включающий строительство сети газопроводов по доставке в Европу сырья из региона Каспийского бассейна и Ближнего Востока. Примечательно, что этот мегапроект, в отличие от "Газпром"овских наработок, уже находится в стадии практической реализации с участием Азербайджана, Грузии и Турции, о чем мы писали в предыдущих постах.
Столкнувшись с неразрешаемыми проблемами по расширению своего экспорта напрямую в Европу, фактическим провалом многолетнего шантажа, руководство "Газпром"а и его кремлёвский патрон, как говорится, решили зайти с "тыла". В Кремле, со своей великодержавной логикой, посчитали, что "Южный газовый коридор" – это вовсе не монопольное совместное предприятие Азербайджана, как источника сырья, а также Грузии и Турции, как стран-транзитеров.
Мол, после выхода из под санкций своего союзника – Ирана, наступил благоприятный момент как для геополитического прорыва в Закавказье, так и для возможности поставить под свой контроль экспортные потоки каспийских энергоресурсов, которыми также интересуются и тегеранские муллы.
Слабым звеном в этой многоходовке Кремля выглядела Грузия, получающая газ из Азербайджана (порядка 2 млрд кубометров в год), и через которую "Газпром" поставляет свое сырье в Армению и за этот транзит "расплачивается" с Тбилиси дополнительными 300 млн кубометрами газа в год.
С целью привлечения к своим далеко идущим планам, "Газпром" и конкретно его шеф А. Миллер начали кампанию по обрабатыванию руководства Грузии и в её лице министра энергетики, бывшего профессионального футболиста К. Каладзе по значительному увеличению поставок газа и соответственно отказу от азербайджанского сырья.
В течение всего 2015 и в начале этого года состоялись неоднократные встречи Миллера с Каладзе, которые вызвали протесты среди оппозиционных партий Грузии и, по меньшей мере, недоумение в Азербайджане, где, не без оснований, считали, что Тбилиси, тем самым, режет сук, на котором сидит.
Несмотря на усилия Миллера и обещания, включая ценовые скидки, тем не менее, здравый смысл возобладал в Тбилиси, где в конце концов поняли, что обе страны – Азербайджан и Грузия – создали большой потенциал и заинтересованы в долгосрочных партнерских отношениях хотя бы потому, что по территории Грузии проходят экспортные трубопроводы Азербайджана, мощность которых госкомпания SOCAR намерена увеличить, с выводом их на европейские рынки.
По сообщению грузинского издания Civil.ge, 4 марта К. Каладзе и президент азербайджанской государственной компании SOCAR Р. Абдуллаев в Тбилиси подписали исправленный вариант соглашения от 2011 года. В тот же день представители Корпорации нефти и газа Грузии и компании SOCAR Gas Import-Export подписали также исправленный вариант соглашения от 2012 года.
Новое соглашение, которое позволит Грузии получать из Азербайджана 500 млн кубических метров газа дополнительно, снимает потребность того, чтобы страна на данном этапе закупала дополнительный газ от российской государственной компании "Газпром", – заявил министр энергетики Грузии Каха Каладзе.
Кроме того, министр энергетики Грузии также заявил, что в 2018-2019 гг., когда завершится вторая фаза разработки азербайджанского месторождения "Шах Дениз", Грузия сможет получать еще дополнительный объем газа. По словам Каладзе, важен и тот факт, что в этом году планируется начало строительства газового хранилища.
По поводу возможных поставок газа из Ирана Каладзе заявил, что это было тогда, когда Грузия искала другие источники поставок. "Теоретически, возможность этого (получения иранского газа) существует, но сегодня нет в этом необходимости. У нас есть определенный договор с нашим стратегическим партнёром, Азербайджаном, который обеспечит поставку дополнительного газа в Грузию", – заявил Каладзе.
Таким образом, что касается геополитического и энергетического "прорыва" путинского режима на южном направлении, конкретно в Закавказье, то скорее всего это придётся отложить надолго. Вместо этого пусть лучше займутся коллекционированием фиаско!