Путинский режим не без успеха продолжает политику безнравственного, меркантильного лавирования и манипулирования в так называемом ближнем зарубежье.
Фарисейски объявляя себя главным посредником в прекращении недавних жестких вооружённых столкновений в Карабахе, Кремль в то же время устами Медведева беззастенчиво заявляет о том, что будет продолжать продавать оружие конфликтующим сторонам.
Аргумент, который привёл председатель российского правительства, выглядит в высшей степени "миротворческим": "Если мы себе представим на минутку, что Россия отказалась от этой роли, — мы же прекрасно понимаем: это место пустым не будет. Будут покупать оружие в других странах, степень его смертоносности от этого не уменьшится".
Если на Кавказе — в Азербайджане и Армении, — по словам Медведева, нет уверенности в том, что "приход на этот рынок поставщиков оружия из других стран облегчит ситуацию", то в отношении стран Балтии, к примеру, ситуация на энергетическом фронте складывается по-другому.
После того как в феврале этого года литовская сторона подписала два новых контракта с норвежской Statoil, стало очевидным, что у российского монополиста "Газпрома" на рынке не только Литвы, но и других стран Балтии, есть реальные конкуренты. Согласно контрактам, в 2016 году Литва получит из Норвегии более 1 млрд кубометров газа, в то время как общая потребность страны составляет около 2 млрд кубометров газа в год.
По словам министра энергетики Литвы Р. Масюлиса, рыночная доля "Газпрома" в будущем будет зависеть от цен и других коммерческих условий. По этому вопросу не будет политических решений. Все решения по закупкам газа являются экономическими. "Российский "Газпром" в 2016 году впервые утратит лидирующие позиции по поставкам энергоносителей в Литву. Основным импортером газа в эту страну станет норвежская компания Statoil".
Напомним, что для снижения зависимости от поставок российского газа в Литве в 2014 году был построен терминал по приему сжиженного природного газа (СПГ) в Клайпеде, принимающий газ из Норвегии. Осенью 2015 года Литва завершила строительство газопровода Клайпеда-Куршенай, который позволит экспортировать газ в Латвию и Эстонию, на рынках которых "Газпром" также занимает монопольное положение.
В Кремле чекистская корпорация, контролирующая "национальное достояние России", естественно, болезненно восприняла подобное развитие ситуации. Хотя Масюлис, в отличие от кремлевских ханжей, сдержал своё слово относительно не политического характера изменений на газовом рынке его страны. Несмотря на то, что долгосрочный контракт между российским энергоконцерном и литовской газовой компании Lietuvos DujuTiekimas (LDT) истек в 2015 году, литовская сторона ведет дальнейшие переговоры с "Газпромом".
Между тем, по информации канадского издания Natural gas Europe, равные конкурентные условия, которые обеспечивают литовские власти для участников газового рынка, используются "Газпромом" для теневых игр.
Издание приводит ссылку на обнародованный в начале апреля отчёт Департамента государственной безопасности Министерства обороны Литвы, где говорится о том, что Москва предпринимает все меры, чтобы не утратить главенствующее позиции на энергетических рынках стран Балтии, в частности Литвы. Указываются причины экономического — острый финансовый кризис и критическая роль энергоресурсов в обеспечении российского бюджета, а также политического характера — противостояние с Евросоюзом и подрыв его усилий по созданию единого в рамках ЕС Энергетического союза.
В отчете указываются, в частности, на непрозрачные и деструктивные действия "Газпрома" по участию в торгах по закупкам газа, объявленных литовскими компаниями, которые, с учетом контрактов со Statoil (1,35 млрд кубометров) и совокупных потребностей страны в 2 млрд кубометров газа, не должны превышать 700 млн кубометров.
Между тем, как утверждается в отчете, "Газпром" с целью подрыва формирующегося нового расклада на литовском рынке, объявил о намерении продать посредством торгов 6 млрд кубометров газа, что, с одной стороны, фактически является нарушением тендерной практики, а с другой — направлено на срыв сделки с норвежской компанией.
Москву немало беспокоят и деятельность терминала по приему СПГ в Клайпеде, а также перспективы дальнейшей прокачки газа по трубопроводу в соседние Латвию и Эстонию, что может серьёзно подорвать позиции "Газпрома". Поэтому, говорится в докладе, Москва проводит пропагандистскую кампанию по дискредитации возможностей этих проектов, особенно в связи с ожидаемыми поставками СПГ из США.
Литовская контрразведка, согласно отчету, подчёркивает продолжающийся интерес русских к инвестированию в энергетический сектор стран Балтии с целью приобретения и расширения долей участия. Особый интерес представляют, в частности, порт Клайпеда, железнодорожная инфраструктура и электрическая сеть Литвы, связывающая её со Швецией и Польшей, газовый сектор Латвии. Что касается Эстонии, то она находится в более безопасной ситуации из-за относительно малых потребностей в природном газе и наличия диверсифицированного внутреннего энергетического рынка.
Важным, на наш взгляд, вызывающим естественную обеспокоенность, является пессимистической взгляд Департамента безопасности минобороны Литвы о том, что в случае неудачи по удержанию энергетических позиций в странах Балтии Москва не преминет использовать и военные методы. Делается ссылка на конфликт в Украине в качестве главного примера.
Таким образом, последние события на Кавказе, где странный кремлёвский "миротворец" не собирается уступать свое "законное" место на рынке вооружений, сопровождаются методами энергетического давления в Прибалтике с целью удержания своих пошатнувшихся позиций.
Не вызывает сомнений, что эти действия Москвы представляют собой одно целое, на чем базируются теория и практика агрессивного чекистско-клептократического режима. Одним из важнейших инструментов этого является формирование военно-энергетической дуги, которая, по расчетам обанкротившихся кремлевских деятелей, позволит удерживать бывшие советские республики в своей орбите.