Сферы "защиты" чувств верующих в России постепенно расширяются. Как сообщает пресс-служба Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ), проект ТРЕБОВАНИЙ по внедрению медицинских услуг, соответствующих канонам Ислама, обсудили в Российском исламском институте (РИИ).
Характерно то, что в обсуждении проекта наряду с религиозными деятелями приняли участие и функционеры министерства здравоохранения Республики Татарстан, представители медицинского сообщества республики.
По словам ректора РИИ Р.Мухаметшина, предоставление медицинских услуг, соответствующих нормам ислама, очень важно для мусульман. Соответственно спрос на данные услуги является очень большим. Причем, как считает ректор, с учетом приезда трудовых мигрантов из Средней Азии (!) этот спрос будет только расти.
Была также организована презентация с разъяснениями, что можно отнести к вопросу халяльности медицинских услуг. Председатель Комитета по стандарту "Халяль" М.Низамов отметил, что помимо непосредственно самих медицинских услуг, сюда можно отнести также и вопросы питания пациентов, наличия места для совершения молитв, требования к внешнему виду персонала и другое.
Во всем этом так называемом "обсуждении" обращает на себя внимание, как минимум, три обстоятельства. Первое – подобная постановка вопроса на практике приведёт не только к разделению больных на верующих и атеистов, включая агностиков (к которым я себя отношу), но и к расколу среди врачей и медицинского персонала по идеологическим и религиозным соображениям. А как быть в таком случае с "Клятвой Гиппократа"?
Второе. Обсуждаемый проект, подчеркиваю, выглядит не в виде пожеланий, а в форме требований, что означает ничто иное, как ещё одно свидетельство стремления вмешательства религиозников в различные стороны жизнедеятельности общества, в котором наряду с со сторонниками средневековых норм, есть и люди с продвинутыми взглядами и современным образом жизни.
Подобное вмешательство, инспирированное принятым Госдумой и утвержденным Путиным пресловутым Законом о защите чувств верующих, идет по различным направлениям: от требований ношения хиджаба в школах и вузах и создания исламских банков до вмешательства в литературу, искусство драматургию и нападений религиозных "активистов" на деятелей и произведения культуры, якобы не отвечающие религиозным нормам.
Третье. Прискорбно, что в обсуждениях проблем медицинских услуг, "соответствующих канонам Ислама" принимают участие и представители медицинского корпуса. Не исключено, что таким образом они не только демонстрируют модный сейчас тренд приобщения к религии (ведь Путин – крещеный), но интересуются новыми "веяниями" в медицине и по меркантильным соображениям. Думается, что "халяльная" медицина вряд ли будет бесплатной.
Лучше бы врачи и медики обсуждали насущные проблемы российского здравоохранения и выдвигали проект требований по нормальному проведению реформы, которая на деле привела только к сокращению медицинских услуг и высвобождению персонала, в большей мере – квалифицированного. И вся эта пресловутая реформа здравоохранения объяснялась нуждами экономии бюджетных средств.
Трудно сказать, как и кем будет финансироваться так называемая "халяльная" медицина в условиях нехватки государственных ресурсов. Думается, правильнее было бы, опять таки с учётом "защиты чувства верующих", организовывать её не на существующей медицинской базе. Все таки, пока Россия по Конституции – светское государство, в котором, к сожалению, не предусмотрено соблюдение законных прав атеистов.
При всем уважении к чувствам верующих, все же пусть лучше они свои религиозные требования и потребности, в условиях светского государства, удовлетворяют не за счёт государственных структур.
В данном конкретном случае, развитие и распространение "халяльных" медицинских услуг в России должно осуществляться за счёт религиозных организаций и пожертвований самих верующих. Если для этого не хватит средств, на помощь могут придти богатые мусульманские государства. Только, в этом случае, не исключено, что "халяльные" медицинские центры в Татарстане объявят иностранными агентами.
Между тем, в нормальном правовом государстве медицина должна быть доступна всем без разницы и с одинаковым качеством лечения. Именно одним из критериев развитости любого государства, наряду с прогрессом образования и культуры, является уровень и степень продвинутости здравоохранения.
Вот об этом надо постоянно говорить и ТРЕБОВАТЬ от властей соблюдения конституционных прав граждан, а не обсуждать соответствие различных сторон жизни общества религиозным нормам и принципам.
Ведь, как сказал английский учёный и писатель Ричард Доукинз, "ничто не мешает человеку, будучи атеистом, быть счастливым, уравновешенным, глубоко интеллигентным и высокоморальным".