Сирийская тема после некоторого пребывания в тени вновь выходит на первый план в мировой политике и СМИ. Этому предшествовал ряд событий, которые обострили ситуацию в Сирии, сделали ее ещё более запутанной и сложной для реального урегулирования.
Сообщается о наступлении правительственных войск при поддержке российской авиации на неофициальную столицу ИГ Ракку и об ожесточённых боях на севере страны, в районе города Алеппо. Двум тысячам боевиков в Алеппо противостоят курдские ополченцы и добровольцы. По данным российского Минобороны, мол, недостатка в боеприпасах и оружии террористы не испытывают.
Следует отметить, что российские и зарубежные СМИ передают весьма противоречивую, более того — противоположную информацию о всплеске вооружённых столкновений в Сирии. Так РИА "Новости" со ссылкой на представителя российского центра Центра по примирению в Сирии сообщило, что в результате артиллерийского удара "Джебхат ан-Нусры" по кварталам и аэропорту в Алеппо погибли более 40 человек, еще около 100 получили ранения. Террористы использовали ствольную артиллерию, минометы и зенитные установки.
Между тем, по информации британской The Telegraph, эскалация боёв в районе Алеппо была спровоцирована авиационными ударами со стороны российских и сирийских подразделений. В результате этих ударов, как сообщает газета, опираясь на данные расположенной в Великобритании Сирийской обсерватории по правам человека, за последние сутки мониторинговой группой были зафиксированы более 50 авиаударов, в результате чего погибло 16 мирных жителей.
Противоречивые сведения поступают и из района Ракки, вокруг которой на расстоянии 40-50 километров расположились проасадовские войска. Дело в том, что это направление раньше не было в поле зрения правительственных войск, больше занятых операцией по освобождению Алеппо. Оплот "Исламского халифата" больше интересовал коалицию во главе с США, которая оказывает поддержку курдским отрядам и формированиям оппозиции, входящим в так называемые "Демократические силы Сирии".
После того как курды и "демократические" формирования объявили в конце мая о начале наступления на 200-тысячную Ракку, провозглашенную "столицей" халифата, Москва и Дамаск решили, как говорится, не отставать. Ведь для Путина операция в Сирии имеет, прежде всего, пропагандистское значение с точки зрения пресловутого соревнования с Западом, прежде всего с США. Ему, одержимому великодержавными амбициями, во что бы то ни стало необходимо сыграть свою "виолончель" в этой несчастной стране, в которой число жертв уже достигает почти полмиллиона человек.
Как сообщает хорошо информированное независимое интернет-издание TheNewArab, за то чтобы захватить стратегическую плотину Табка недалеко от Ракки, между курдскими отрядами и проасадовскими силами, олицетворяющими две коалиции, развернулась настоящая гонка. В свою очередь, формирования "Сирийских демократических сил" захватили четыре деревни, открывающие путь на город Манжиб, удерживаемый боевиками ИГ.
На таком "неблагоприятном" для Москвы фоне, когда Ракку могут первыми захватить оппозиционные Асаду силы, путинские нукеры зашевелились. Вначале представитель Путина в зловещем здании на Смоленской площади Лавров 4 июня в телефонном разговоре со своим "партнёром" по сирийскому "урегулированию" Дж. Керри помимо акцентирования срочности задач размежевания "умеренной" оппозиции и "Джабхат ан-Нусры", как это давно обещали США, выразил озабоченность попытками затягивать возобновление политических переговоров под различными надуманными предлогами.
Затем, на следующий день младший товарищ Лаврова — глава Комитета Совета Федерации по международным делам К. Косачев выразил пожелание об объединении усилий России и США в Сирии.
"Я считаю, что сам факт объединения усилий России и США в борьбе с общим врагом оказал бы деморализующее воздействие на боевиков, — заявил "законодатель-дипломат".
Однако чтобы совсем не потерять лицо и не "торговать суверенитетом" Сирии как "форпоста защиты южных рубежей России", он добавил: "Но в любом случае уже все, включая боевиков, прекрасно знают: Россия может действовать и в одиночку".
Призывая США к сотрудничеству, сенатор-международник, тем не менее, в духе Лаврова не преминул отметить, что с 20 мая Россия предлагает США приступить к совместным действиям по планированию и нанесению авиаударов, в частности по отрядам "Джебхат ан-Нусры", "однако, к сожалению, перерыв затянулся, и не по нашей вине. Мы неоднократно призывали, прежде всего США, ускорить решение задач размежевания "умеренной" оппозиции и боевиков".
Между тем Косачев, как и Лавров, обвиняя американцев в промедлении, неспособности отличить "умеренных" от "неумеренных", умалчивают о постоянных контактах Москвы с отличными по идеологической и религиозной ориентации сирийскими оппозиционными силами, препятствуя тем самым созданию подлинной единой платформы по национальному примирению.
Буквально накануне обострения ситуации в Алеппо 3 июня в Париже специальный представитель Путина по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель Лаврова М.Л. Богданов провел отдельные встречи с председателем "Движения за плюралистичеcкое общество" Р. Кассис и одним из лидеров сирийского "Демократического форума" С. Аитой.
Целесообразно отметить тот факт, что 16 мая в Вене накануне пятого министерского заседания Международной группы поддержки Сирии (МГПС) Лавров провел беседу с лидерами сирийской "патриотической оппозиции" — с председателем "Движения за плюралистическое общество" Р. Кассис, членом руководства сирийской курдской Партии демократического союза Х. Иссой, представителем Народного фронта за перемены и освобождение и "московской" группы сирийских оппозиционеров К. Джамилем, координатором делегации внутренней сирийской оппозиции на межсирийских переговорах в Женеве И. Масаадом.
Давно стало очевидным, и это не является секретом для коалиции, возглавляемой США в Сирии, что Москва, прикрываясь необходимостью борьбы с террористами из ИГ и сотрудничества со всеми "заинтересованными сторонами", проводит линию на формирование в этой стране проасадовских политических сил и надеется добиться этого размножением и дезориентацией оппозиционных Асаду группировок и движений.
Такая линия не имеет ничего общего с объявленной Кремлем антитеррористической операцией и лишь оттягивает установление подлинного, долгожданного и всеобъемлющего мира в этой многострадальной стране.